На ремонте – как на войне. А знаменосная гвардия любой ремонтной компании –
это хорошо подобранная мебель.
Как и было обещано, в этом номере мы продолжаем раскрывать тайны проекта "Школа
ремонта". Наше внимание устремлено туда, где уже не слышны звуки отбойного молотка,
пил и свёрел, но начинается самое интересное, а именно воплощение стилевых решений
дизайнера и создание уникальной интерьерной атмосферы - выбор мебели. И на сегодня
– несколько замечаний о тактике и стратегии изящного английского мебелирования.
Гостеприимным хозяином и одновременно соавтором нынешней "мебельной реформы"
стал популярный актер Андрей Мерзликин, запомнившийся российскому зрителю по работам
в фильме "Бумер", сериале "Курсанты", по ролям в театре. Местом проведения широкомасштабных
изменений была выбрана его гостиная. Количеством своих квадратных метров эта комната
сильно отличается от старинных английских замков, впрочем, как и любая другая
современная гостиная. Поэтому вариант превратить ее в помпезный зал для светских
приемов отпал сам собой: миниатюрные анфилады и крупные виноградные гроздья в
качестве позолоченной лепнины для нормальной российской квартиры - явление аномальное.
Все же дизайнера привлекала возможность создать комнату, которая, с одной стороны,
не уступал бы по красоте интерьера дворцовому ансамблю, а с другой, сохраняла
бы черты индивидуальности ее обитателей. В конце концов, уют и теплую атмосферу
в гостиной создают не гости, но сами хозяева, а для этого она должна быть отражением
именно их образа жизни. Планируя будущий дизайн, необходимо было в первую очередь
учитывать характер и пожелания объекта этого дизайна, то есть Андрея Мерзликина.
Без всякого лукавства можно сказать, что герои Андрея Мерзликина в кино вовсе
не отличаются сентиментальностью или излишней откровенностью - напротив, они воплощают
образ "русского джентльмена нового времени", по-настоящему мужественного, всегда
уверенного в себе, но и по традиции героически боевого. Как раз отсутствием этой
характерной воинственности, наверное, и отличается Мерзликин в жизни. Ведь именно
по его желанию лейтмотивом новой обстановки должны были стать спокойствие и комфорт.
А это - именно те качества, которые отличают классическую английскую гостиную.
Выбор английской классики как основного стиля в интерьере и мебели был неоспорим.
Но что же в нем такого особенного?
Воздушные замки
Английский стиль сформировался на берегах туманного Альбиона в XVIII веке, когда
еще не было никакого дендизма, а благородные философы, занятые проблемами просвещения
всего человечества, спасаясь от холода в маленьких гостиных с каминами и картинами
из цикла "родовое древо", освещенными мягким светом огня, придумывали разного
рода утопии. Так вот и классический английский дом – это тоже утопия. О нем принято
мечтать, он должен быть "идеален". В каждой детали, будь то портрет любимой на
каминной полке, портсигар на столе или отражение свечи, прыгающее из зеркала на
паркетный лак, прослеживается стремление хозяина к совершенству. И если французский
дом предназначен для пиров, а русский для благородной "обломовщины", то английский
– это истинное воплощение "рацио" и "эго". Убранство домов в странах ниже Ламанша
откровенно самолюбиво: мебель как бы "нежит" своего хозяина, любовно "поддакивает"
его самым сокровенным фантазиям. Мебельная традиция Англии, напротив, раскрывается
через здравомыслие и требовательность к себе: строгая симметрия прямых линий и
сбалансированная цветовая гамма будто бы призвана помочь хозяину держать себя
в форме, как физической, так и интеллектуальной.
Сегодня английская классика популярна во всем мире. Не в последнюю очередь за
счет того, что она сочетает в себе традицию и безупречное качество – в ней нет
буйной игры фантазии, но зато это стиль, проверенный временем и потому долговечный.
Гостиная мебелируется практично и сдержано. Цветовая и предметная завершенность
позволяет сохранить индивидуальную атмосферу даже в отсутствие хозяина. Более
того, сама ценность стиля в том, что он самодостаточен и не требует какого-то
определенного настроения, но позволяет оставаться самим собой в любой ситуации.
Такая гостиная - сама себе джентльмен. Именно джентльмен, ведь, вне всякого сомнения,
английский стиль исключительно "патриархален". А джентльмену не нужна гостиная-служанка!
Ему нужно окружение достойное его сокровенных мыслей. Не зря были выбраны диван
и кресла близкие по стилю "английскому клубу", с кожаными подлокотниками и ножками
красного дерева. Даже сидя в одиночестве, чувствуешь себя комфортно, гладкая,
"живая" кожа будит воспоминания минувших дней и располагает к меланхолическому
раздумью. Все-таки чтобы чувствовать комфорт английской гостиной, нужно уметь
хорошо слышать себя, точно знать свою цель и быть уверенным в ее достижении.
И нет ничего удивительного в том, что традиционно в Англии мужские комнаты были
оформлены по-спартански: кресло-сибарит, диван, несколько полок для книг, столик.
Здесь не должно быть ничего лишнего, а все необходимое для отдыха расставлено
в строгом, почти военном, порядке. Как известно, подданные ее Величества по долгу
Империи вынуждены были много путешествовать, расширять колонии, и, перефразировав
самую английскую пословицу, можно сказать, что дом не крепость, не замок, но корабль,
хотя вполне возможно, что и боевой. Чарльз Диккенс так описывает гостиную одно
из своих лондонских героев: "уютное мореходное, корабельного типа сооружение,
которое в случае неожиданного спуска на воду нуждалось только в морских
просторах, чтобы благополучно приплыть к любому необитаемому острову на земном
шаре".
Цвет и свет
Английскому стилю характерна сдержанная аристократичность. Но если представить
себе эту мебель вне общего интерьера, то она может показаться излишне торжественной
и тяжеловесной. В чем же секрет? Тайна английского уюта - в правильном выборе
цвета и орнамента. Все цвета специально подбираются друг к другу, так чтобы комната
"заговорила" на своем языке. В настоящей английской гостиной нет ощущения грубой
монотонности, потому что каждая цветовая деталь, как инструмент в оркестре, "перекликается"
с другими или "спорит" с ними, в итоге создавая неповторимую гармонию. А орнаменты
рисунков делают эту музыкальную игру цвета еще более интересной: одновременно
стремящейся вырваться за пределы материи и скованной тонкими прямыми линиями аристократического
этикета. Основной тон в нашем случае – это светло зеленый с золотым отливом. Идея
золотого повторяется в двойных шторах, обивки мебели и ковровом покрытии. В сочетании
с темный буковым паркетом, оттонированным двумя слоями лака, насыщенные цвета
золота и горчицы смотреться не роскошно, но натурально и органично. А массивная,
"дородная" мебель облегчаться этой утонченной и спокойной палитрой. К тому же
надо учитывать и то, что самые "рабочие часы" для гостиной - это вечер. И когда
"зазвучат" скрипичные блики свечей, поддержанные направленным светом люстры, здесь
станет теплее, чем в раю.
Камины и Диваны
Кстати, говоря о тепле. В середине прошлого века камины в Англии было запрещено
топить углем во избежание экологической катастрофы. Да и, в принципе, каминное
тепло - не то, что батареи. Камин согревает только самое близкое к очагу пространство,
а все остальное, кроме покоящихся на пуфике рядом с огнем пяток, прерогатива заспинной
грелки. Все равно камин в английском интерьере – священная корова. Не имея возможности
быть практически пригодным, он остается символом мира и спокойствия в доме. Традиционно
на каминную полку принято ставить букеты цветов, возможно, именно они становятся
тем священным огнем, от которого становится теплее… в душе.
Напротив камина обязательно должен располагаться диван. Обычно он выбирается
с особой придирчивостью. Диван – центральный аккорд английского интерьера. Он
"дирижирует" всей расстановкой мебели и цветовой палитрой. И как самая крупная
мебельная единица он, конечно, в первую очередь бросается в глаза. Диван вынужден
быть не просто красивым, но и удобным, ведь именно сюда, а не в хозяйское кресло,
будет помещен любой гость. Наш диван имеет раздвижную систему на два спальных
места, причем каждое спальное место можно выдвинуть отдельно. В этом и состоит
цель: максимум уюта, максимум камерности при сохранении максимальной практичности.
Вольтеровское кресло
Вольтеровское кресло, как ни странно, название чисто русского происхождения.
Имя философа закрепилось за ним потому, что в старости великий Вольтер, прикованный
болезнью к одному месту, все же продолжал творить, а делал он это в своем любимом
старом кресле. В Европе же подобные по дизайну кресла называются "дедушкиными".
Действительно, садясь в такое мягкое и глубокое кресло трудно уже встать – волей
не волей становишься дедушкой. На самом же деле, такое название идет от характерной
особенности его конструкции. Кресло имеет очень высокую и широкую спинку, выступающую
своими мягкими кожаными крыльями немного вперед. В VIII веке такое сидение хорошо
спасало от сквозняков, и благотворно влияло на склоняемость головы ко сну, поэтому-то
и было излюбленным местом престарелых глав семейств. Чтобы легче представить себя
дедушкины ощущения, можно испытать его современную модификацию – сидения в салоне
аэробуса.