– Поступают ли ГИПП как общественной организации просьбы, предложения, пожелания
от издательского сообщества на тему кадровых проблем в СМИ?
– Издательская индустрия постоянно сталкивается с проблемой катастрофической
нехватки кадров, и, естественно, ГИПП как индустриальная ассоциация, в курсе этой
проблемы.
К сожалению, наша система профобразования существенно отстала в своем развитии
от бурно растущего рынка. Из наиболее очевидных симптомов: низкий уровень либо
отсутствие подготовки по целому ряду специальностей, нехватка специалистов, недостаток
современной профессиональной литературы. Издатели уже в полной мере осознали,
что без квалифицированных кадров их бизнес в ближайшей перспективе окажется неконкурентоспособным.
Поэтому пожелание в адрес ГИПП только одно – заняться этой темой и изменить ситуацию,
вот мы и занялись.
– Какая проблема, на ваш взгляд, для рынка острее – недостаточная квалификация
журналистов или медиаменеджеров?
– Странный вопрос – по сути, кто важнее: журналисты или медиаменеджеры? Естественно,
успех бизнеса – в профессионализме и тех, и других. По роду деятельности мне сложно
оценивать сегодняшний уровень профессиональной подготовки журналистов, тем не
менее, в нашей стране есть множество вузов, которые готовят журналистов. Насколько
уровень их подготовки и количество соответствуют современным нуждам отрасли –
другой вопрос. А вот что касается подготовки менеджеров для издательской отрасли
– проблема гораздо острее. Хочу на этом остановиться подробнее.
Можно выделить три основных блока профессионального образования, которые вместе
создают ту самую систему непрерывного образования, про которую сегодня говорят
с самых высоких трибун: а) высшее образование для менеджеров издательского бизнеса
– с этим самые большие проблемы: нет современных программ, учебников, профессиональных
преподавателей; б) повышение квалификациивведение в специальность существует
сегодня без какой-то системы: консалтинг, семинары, самостоятельные инициативы
издателей; в) МВА – нет профильных программ в России.
– В чем основная причина кадровых проблем СМИ в России?
– На мой взгляд – в отрыве индустрии от образовательных структур или, если хотите,
образовательных структур от индустрии. В советские времена существовал так называемый
государственный заказ на специалистов – перечень специальностей и требования к
ним, необходимое количество специалистов, система прохождения профессиональной
практики и трудоустройства и пр. Естественно, сейчас такой госзаказ уже не формируется,
советская система развалились, а индустриальный заказ образовательные заведения
не получили, связи индустрии и образовательных учреждений только формируются.
Индустрия недостаточно включена в процесс подготовки собственных кадров.
– Каковы пути выхода? Кто и с чего должен начать, чтобы изменить ситуацию?
– Очевидно, что индустрия должна сегодня проявить инициативу и взять на себя
определенную ответственность, стать непосредственным участником процесса подготовки
и переподготовки кадров – и при этом не только сотрудничать с государственными
образовательными учреждениями, но и создавать собственные центры подготовки и
переподготовки специалистов.
Но, прежде всего, считаю, индустрия должна составить перечень необходимых специальностей
и требования к специалистам (знания, навыки, умения, количество специалистов)
для обновления общего реестра специальностей.
Далее индустрия должна разработать совместно с образовательными учреждениями
основу программ для обучения специалистов по той или иной специальности, которые
вузы возьмут за основу и будут дорабатывать. При этом индустрия – неотъемлемый
партнер в этой системе, оказывающий постоянную помощь: от подготовки и повышения
квалификации преподавателей, участия представителей индустрии в преподавательской
деятельности, экзаменации и тестирования, проведения мастер-классов до подготовки
профессиональных кейсов и литературы и сертификации программ.
– Подобные реформы – всегда процесс длительный. На ваш взгляд, в течение какого
времени реально добиться конкретных результатов?
– Я не люблю делать прогнозы, мне ближе активные действия. Естественно, за год
мы ситуацию не исправим, но можем существенно продвинуться в решении проблем.
– Какова роль всевозможных в решении этой проблемы общественных организацию,
в частности ГИПП?
– Главная задача, на мой взгляд, – сформулировать нужды индустрии и наладить
контакт с образовательными учреждениями, начать работать с ними максимально тесно
по всем перечисленным выше позициям. При этом именно индустрия должна создавать
центры и систему повышения квалификации. Только с участием индустрии такая система
будет эффективна.
– Известно, что ГИПП планирует провести конференцию на тему подготовки кадров
в СМИ. Это первое мероприятия на подобную тему за историю существования Гильдии.
Почему именно сейчас так остро встал вопрос о проблемах кадров в СМИ?
– Тема возникла давно, если помните, в 2002 году у ГИПП был проект "Школа издательского
бизнеса", в рамках которого мы сделали попытку отработать описанную выше схему
– подготовили программу для директоров служб рекламы издательских домов, собрали
необходимые кейсы и подготовили преподавателей, которые сейчас успешно работают
медиаконсультантами, сделали несколько выпусков. В то же время стало понятно,
что нужен центр повышения квалификации: не наша функция заниматься обучением,
функция ГИПП – сопровождение процесса со стороны индустрии и сертификация программ.
Последние полтора года, как вы знаете, ГИПП была плотно занята подготовкой Всемирного
газетного конгресса WAN в Москве. После конгресса мы подняли тему подготовки кадров
и озвучили предложения индустрии сначала в рамках выставки "Издательский бизнес
– 2006", потом – на коллегии в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям.
Именно там стало очевидно, что необходима отдельная конференция по проблеме подготовки
кадров в издательской индустрии. У электронных СМИ ситуация с подготовкой кадров
сегодня значительно лучше.
– Зачастую многочисленные круглые столы, конференции и т. д. заканчиваются ничем.
Будут ли по результатам конференции ГИПП предприняты конкретные действия и какие?
– Вот в этом с вами соглашусь, к сожалению, очень многие отраслевые мероприятия
превращаются просто в говорильню. Я бы не называла это мероприятие конференцией
ГИПП. Это отраслевая конференция по проблемам подготовки управленческих и творческих
кадров для издательской индустрии, ГИПП выступает инициатором и организатором.
Есть оргкомитет, в составе которого – многоуважаемые специалисты индустрии, мы
пригласили региональных участников, все отраслевые организации. Цель конференции
– освещение сегодняшней ситуации с подготовкой кадров для издательской индустрии,
формулирование краткосрочных и долгосрочных целей и задач, определение того, что
индустрия и образовательные учреждения могут сделать для их решения самостоятельно,
а в чем нужна поддержка государства. В том, что далее будут конкретные действия,
не сомневайтесь. Могу в дополнение сказать, что проект отраслевого образования
– один из приоритетных проектов ГИПП на 2007–2008 годы.
Кроме того, очень надеюсь, что эта общая тема станет площадкой для объединения
усилий всех профессиональных отраслевых объединений.