Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Наука и техника > Шаровары на босу ногу


Шаровары на босу ногу


Автор: Евгений Рогов
Источник: "Хакер Спец" - N53 (апрель 2005)

Или как перестать программировать только для души
Ты уже освоил любимую среду разработки, имеешь опыт участия в реальных проектах, но вдруг тебя посетило чувство, что это не совсем то, чего тебе хотелось бы... Что делать? Заняться чем-то более интересным или прибыльным? В этой статье я постараюсь помочь тебе найти ответы на эти вопросы.
 
Какие цели ты ставишь себе? Тебе просто хочется попробовать себя в чем-то новом, тебя воодушевляет реализация собственных идей на практике? Или ты не прочь и подзаработать? Твоя цель, как всегда, определяет все и вся, определяет путь, по которому ты пойдешь. Эта цель определяет, кто ты - любитель или профессионал. Как любитель, ты подойдешь к процессу с вдохновляющей точки зрения: будешь делать такой продукт, который нравится тебе, и сделаешь его таким, каким он понравился бы именно тебе. Как профессионал, ты начнешь с исследования рынка, будешь продвигать такой продукт, который будет пользоваться спросом, и сделаешь его таким, каким его хочет видеть твой покупатель.
 
Как бы там ни было, твой путь сейчас лежит в страну shareware, или в край условно-бесплатного программного обеспечения, если говорить официально. Почему именно shareware? Потому что это бизнес. Да, это больше бизнес, чем кодинг, хотя и кодингу здесь есть место. А свой бизнес – это свобода как в финансовом отношении, так и в отношении свободы полета мысли: ты сможешь делать то, что хочешь делать сам, а не то, что считает важным дядя-начальник. Заманчиво, правда? Но надо помнить, что до полной финансовой независимости на одном только своем shareware-бизнесе начинающему ой как далеко... Надо когда-то начинать, не так ли? Ну вот и начнем, пожалуй.
 
Не совсем с нуля
Итак, ты твердо решил встать на путь шароварщика. Тебе предстоит делать множество наверняка новых для тебя вещей, так что перед началом пути неплохо бы удостовериться, что у тебя с собой есть все, что может понадобиться.
 
Начнем с главного: тебе понадобится много времени, чтобы всерьез развить shareware-проект. Если ты работаешь на двух работах и еще учишься, думаю, не стоит даже начинать. А вот урвать по паре часиков в день после работы – это вполне реально, правда, это будет происходить в ущерб общению с противоположным полом и с алкогольными напитками. Всегда приходится выбирать! Одним словом, время – ресурс невосполнимый, и, начиная строить свою shareware-империю, помни, что само по себе ничего не произойдет, ты должен будешь прилагать ежедневные усилия и тратить на них свое драгоценное время.
 
Второе, что тебе понадобится, – это деньги. Вспомни, shareware – это бизнес. Он привлекателен тем, что заниматься им может девелопер-одиночка при вполне скромных начальных вложениях, но, тем не менее, они будут нужны. Как минимум, тебе понадобятся сайт и доменное имя второго уровня. Твой бесплатный хостинг не подойдет. Начинать проект без домена и сайта на нормальном хостинге несерьезно, а несерьезность в бизнесе губительна и непростительна. В конце концов, доменное имя можно купить всего за $14,95 (а можно и дешевле - прим. ред.) в год (на http://mapname.com, например), а нормальный хостинг тебе обойдется в сумму $5-10 в месяц. Не так уж страшно, правда? Кстати, раз уж зашла речь о деньгах, позаботься, чтобы у тебя был счет в банке для получения заветной прибыли и кредитная или дебетная карточка, пригодная для сетевых расчетов оплаты хостинга и домена.
 
С самым неприятным, кажется, покончили. Теперь составляем небольшой список навыков, которые тебе понадобятся для работы. Итак, ты должен уметь программировать. Язык и среда на данном этапе не так важны, главное – ты должен быть в состоянии писать качественный код с нормальной скоростью. Еще ты должен уметь тестировать. Начинающие программисты часто этим пренебрегают, а зря. В работе над shareware-проектом тебе придется быть и девелопером, и тестером. Причем качество тестирования – далеко не самый последний фактор, в конечном итоге он определяет продаваемость продукта. А еще (о ужас!) тебе придется написать качественную документацию к своему продукту и создать красивый сайт для него.
 
Внимание: вся писанина должна быть на английском! Увы, тут ничего не поделаешь – ориентироваться на продажи shareware исключительно на просторах необъятной Родины по меньшей мере слишком смело. Если тебя беспокоит финансовая сторона дела, то ориентироваться следует на буржуев с толстыми кошельками и развитой системой платежей. Даже если кто-то из наших соотечественников решит купить твой продукт, он сто раз передумает по вине отсутствия отлаженных систем и средств оплаты (однако если ты ярый патриот, компания RuPay, предоставляющая более 20-ти способов оплаты жителям России и стран СНГ, поможет тебе в получении денег и со твоих соотечественников – прим. ред.). У тебя кредитка уже есть (правда?), а у большинства ее нет, и заводить ее для оплаты регистрации одной понравившейся программки станет мало кто. Нашему человеку, к сожалению, часто будет проще отправится на Google, добавить к названию твоей программе незамысловатое словечко crack и получить все за просто так. Увы.
 
Вот какие ресурсы тебе понадобятся. Что самое интересное, они взаимозаменяемы! Например, если с начальным капиталом у тебя не густо, зато есть время и нужные навыки, можешь делать все сам и в результате потратиться только на хостинг и домен. А если есть немного деньжат, но с иностранным языком так себе – заплати переводчику, и вот уже у тебя есть и интерфейс, и файл справки на грамотном английском. Если писать тексты для сайта, справки и интерфейса все же возьмешься сам и если к тому же тебе не довелось пару лет прожить в Штатах или в Англии, воспользуйся услугами пруфридеров – носителей языка, которые прочтут тексты твоего сочинения и исправят ошибки и стилистические неточности. Поверь, покупателя очень легко потерять из-за неграмотно написанной первой страницы сайта или грамматической ошибки где-то в интерфейсе.
 
От идеи до модели...
Когда-то давно была такая забавная книжка для юных самоделкиных – "От идеи до модели". Причем она тут? Любое дело, будь то выпиливание лобзиком или shreware-проект, нужно начинать с хорошей идеи. И тут возникает вечный вопрос о том, где взять идею? Вопрос сложен, потому что идея она как мед (который, как известно, очень странный предмет): либо есть, либо нет. А откуда приходят идеи, не знает никто. Однако применительно к shareware можно сказать следующее: если некий индивид всерьез решил заняться созданием своего проекта, то, скорее всего, некая идея у него уже имеется. И вопрос в основном заключается в том, как определить, стоящая эта идея или нет? Было бы весьма обидно убить на проект месяц труда, а потом обнаружить, что продаваемость продукта на нуле из-за того, что идея никуда не годилась с самого начала. С созданием программных продуктов так бывает всегда: чем дальше ты продвинешься, прежде чем откроется ошибка, тем дороже она будет стоить. В процессе обдумывания идеи ты можешь понять, что она не так хороша, как тебе казалось сначала, и ты сможешь ее просто отбросить. Если же это обнаружится позже... ну что ж, твой труд, время, а может быть, некоторое количество дензнаков окажутся потраченными впустую. Может быть, не совсем впустую, ты же приобрел бесценный опыт, хотя обычно это мало утешает.
 
Как проверить твою идею на живучесть и доходность? На самом деле тебе придется провести маркетинговое мини-исследование – выяснить ситуацию на рынке, на который ты собираешься проникнуть. К счастью, в нашем случае это совсем не сложно: тебе в основном понадобятся три вещи: www.google.com, www.download.com  и собственные мозги.
 
Представь, что твоя идея уже реализована. Представил? Представь в подробностях: как будет называться продукт, сколько он будет стоить (ценообразование – это черная магия, но для начала просто возьми какую-нибудь цифру навскидку, надо же с чего-то начинать), как будет выглядеть твой сайт и сама программа, что она будет уметь и как она будет это делать.
 
А теперь задействуем первые два ресурса из трех вышеперечисленных. Найди своих конкурентов (кстати, их наличие скорее благо, чем зло, но об этом позже), сравни себя с ними. Сколько их? Твой софт дороже, дешевле или стоит примерно столько же? А как с функциональностью? Что нового ты хочешь принести в эту нишу? Чем ты обойдешь конкурентов?
 
Это что-то должно существовать, иначе просто не имеет смысла начинать проект: уникальная (и при этом нужная!) функциональность, привлекательная цена. Кстати, не спеши сильно снижать цену, потому что, во-первых, регистратор возьмет с тебя комиссию за свои услуги и при небольшой цене на продукт это может быть весьма заметно (например, ShareIt захочет поиметь с каждой продажи или $2,95 плюс 5% от стоимости продукта, или 14,90% от стоимости продукта, но не меньше $2,50). Во-вторых, покупатель, привыкший, что все продукты в интересующей его нише стоят около $100, может заподозрить неладное увидев, что твой продукт стоит $20 при той же заявленной функциональности. А подозрительный покупатель – не покупатель, он потерянный покупатель.
 
Очень просто отпугнуть покупателя неправильной ценой. Если она будет неоправданно выше, чем у конкурентов, клиент просто пожалеет денег. Если цена окажется слишком низкой, покупатель решит, что твой софт невысокого качества, что ее производитель несерьезный и вообще стыдно приобретать такую дешевку. Вот ты бы пошел на крутую вечеринку в кедах за пару баксов? Наверное, нет. Как ни странно, у покупателя софта часто срабатывает тот же рефлекс: "Я человек солидный, мне не нужен органайзер за $10, засмеют. Лучше возьму вон тот за $25..." Нередко, кстати, объем продаж возрастает в несколько раз (!) в результате одного увеличения цены с $14,95 до $19,95, в то время как сам продукт никак не изменился! Просто в результате изменения цены поменялся имидж продукта, а это очень многого стоит.
 
Ты наверняка заметил, что цены на программные продукты (и не только на них) часто выглядят весьма некругло - $19,95, $24,95 и т.п. Все очень просто: умом понимая, что $29,95 всего на пять центов меньше $30-ти, клиент, тем не менее, подсознательно воспринимает первую цену как гораздо более низкую, потому что $29,95 - это "двадцать с чем-то там", а $30 - "целых тридцать баксов". Такой нехитрый психологический трюк следует использовать всегда, особенно когда он позволяет уменьшить первую цифру цены, как в нашем примере. На выбор цены для твоего продукта будут влиять множество факторов, например, уровень доходов потребителя из целевой аудитории и то, сколько он готов с легкостью заплатить за небольшую shareware-утилитку. Бытует мнение, что американцы воспринимают суммы примерно $10-20 как мелочь, которую можно без особых раздумий потратить на маленький приятный софтик, не отягощенный ничем суперсерьезным, так что многие для начала ориентируются именно на эти суммы.
 
Когда размышляешь о нишах и о конкурентах, может показаться, что лучший вариант – придумать что-то совершенно новое, то есть создать новую нишу. Там не будет конкурентов, ты будешь сам себе флагман рынка – весьма заманчиво! Не все так просто. Задумайся, почему до сих пор не появилось подобных программ? Может быть, просто потому что они никому не нужны? Залог успеха shareware-проекта в его массовости, ты должен заинтересовать своим продуктом максимально широкие массы. Ты должен быть уверен, что тысячи людей захотят скачать твое произведение. Один из способов вселить в себя такую уверенность – это удостоверится, что подобные программы существуют, скачиваются и продаются. Как нельзя лучше это видно на примере больших архивов программ: посмотри на количества скачек, исследуй структуру каталога, какие бывают категории? А подходящая категория для твоего проекта есть? Если нет, дело плохо, ты попадешь куда-нибудь в Miscellaneous, где твой продукт тихо умрет естественной смертью.
 
Резюмируя рассуждение об идеях для твоего проекта, остается только констатировать, что все что можно уже придумано и написано, и это хорошо. Парадоксально? Предоставь другим почетное право создавать рынок для тебя, проталкивать абсолютно новые идеи. Как начинающий шароварщик, ты, скорее всего, этого просто не потянешь. Зато ты можешь посмотреть, что делают другие, оценить чужое творчество и сделать лучше! Таким образом ты придешь на подготовленный рынок, будешь уверен в наличии людей, реально заинтересованных в покупке продукта, и вообще будешь чувствовать себя сухо и комфортно.
 
Кому софтинку?
Допустим, с идеей ты определился, несмотря на мои отчаянные попытки тебя окончательно и бесповоротно запутать и запугать. Движемся вперед и решаем, подо что и под кого ты будешь писать. Ответ на первый вопрос очевиден, если не забыть о принципе массовости пользователя как об основе успешного shareware-проекта. Угадай с трех раз, какая ОС наиболее популярна в массах? То-то же, Windows. Под нее и будем писать. Я очень уважаю Linux-эксперта в твоем лице, но писать shareware под *nix-системы – занятие неблагодарное. Все дело в том, что тамошнее сообщество, взращенное на фактически бесплатном программном обеспечении с открытым исходным кодом, очень болезненно реагирует на попытки требовать денег за софт. Этот номер не пройдет. Большие компании могут позволить себе эксперименты в этой области, но для одиночки это абсолютно безнадежный вариант. Есть, кончено, и другие операционные системы – тот же Symbian и похожие на него платформы для мобильных устройств. Полагаю, попробовать писать shareware под эти системы при большом желании можно, но весьма рискованно из-за небольшого количества пользователей, несравнимого с размером армии зачарованных Windows‘ом. Итак, выбор более или менее очевиден – пишем под Windows.
 
Кто будет твоим пользователем? В некоторой степени это уже определил выбор платформы: средний компьютерный пользователь-буржуин, использующий компьютер в офисе, дома или и там, и там. Он привык к тому, что за софт надо платить. Он не имеет ничего против этого и готов заплатить и тебе, если твой продукт окажется ему полезен. Наша задача - убедить его, что без твоего софта просто ну никак нельзя жить дальше! Это будет проще сделать тогда, когда ты сам будешь регулярно использовать свою собственную разработку по прямому назначению. Проще говоря, если ты написал систему отслеживания ошибок в программном обеспечении, то во всех своих проектах ты должен использовать именно ее, а не BugZilla, например. Таким образом, ты эффективнее осуществишь тестирование своего продукта, тоньше прочувствуешь его достоинства и недостатки и, в конечном счете сможешь убедить посетителя сайта своего продукта в том, что из простого любопытствующего посетителя ему неплохо бы перевоплотиться в зарегистрированного! Словом, сама предметная область, в которой ты планируешь развернуться со своим проектом, должна быть тебе не только очень хорошо знакома, но и интересна: только тогда тебе удастся эффективно поддерживать свой энтузиазм на должном уровне для успешного продолжения проекта.
 
Так что перед тобой стоит непростая задача: сбалансировать свой интерес к разрабатываемому продукту с его будущей продаваемостью. Нельзя бросаться в крайности, нужно попытаться придерживаться золотой середины. И пусть поначалу кажется, что нет такой области, к которой ты мог бы приложить свои силы как shareware-девелопер. Такая область всегда найдется, надо только не бросаться на первую попавшуюся идею, не цепляться за нее, как за соломинку кандидат в утопленники, а вдумчиво анализировать перспективы и, если они печальные, продолжать поиски!
 
Борьба за выживание
А знаешь, кто твой самый хороший помощник в поисках? Никогда не угадаешь – конкуренты! Их наличие есть скорее благо, чем зло по одной простой причине: конкуренты делают часть твоей работы за тебя. Они готовят для тебя рынок сбыта, они насаждают в головах твоих потенциальных покупателей мысль о том, что такой софт им просто необходим, они невольно подкидывают тебе идейки о том, что стоит делать, а от чего лучше воздержаться. Проще говоря, они совершают ошибки, на которых тебе, человеку безусловно мудрому (раз уж ты решил заняться шаровароварением), можно будет многому научиться. Именно на фоне своих конкурентов ты выделишься своими свежими решениями, более адекватной ценой и мало ли чем еще! А вот не будь их, на фоне кого бы ты выделялся? То-то же.
 
Давай подумаем, как мы можем использовать злых акул капитализма себе во благо. Во-первых, как индикатор необходимости данного класса программного обеспечения: есть спрос, есть предложение (твои будущие конкуренты). Во-вторых, как генератор идей. Не поленись выкачать все (ну или хотя бы основные) конкурирующие продукты и посмотреть, чем они отличаются друг от друга, чем похожи, чем стараются перетащить на свою сторону пользователя, чего нет ни у кого из них? Может быть, твои соперники начинали в стародавние времена и с тех пор кардинально не меняли пользовательский интерфейс? Тогда, вполне вероятно, тебе будет достаточно продублировать основную функциональность конкурирующих продуктов, сделать все красиво, со скинами, специально заказанными иконками и справочной системой на основе HTML Help. Немного скинуть цену, и вот ты уже будешь иметь своих покупателей – тех, кому надоели корявый вид других продуктов в этой категории. А может быть, на твой свежий взгляд, всем продуктам в этой категории чего-то не хватает? Восполни этот дефицит, пропиарься на основе этой до недавнего времени отсутствовавшей функции, и вуаля - у тебя опять появились покупатели, которые с радостью поправят твое благосостояние.
 
Однако не всякий конкурент может быть полезен тебе как начинающему шароварщику. Для примера скажи, ты бы стал писать свою операционную систему и распространять ее как shareware? Ты скажешь, что это самая бредовая идея из всех, что только могут возникнуть в самом воспаленном воображении, и ты будешь полностью прав! А почему? На рынке ОС есть очень неудобные конкуренты: мелкософтовый гигант с его миллиардными доходами и раскрученным продуктом (угадай, каким) и ОС семейства Linux, отличительной особенностью которых является их бесплатность. Шароварщик-одиночка не сможет тягаться с Microsoft и его рекламным бюджетом, даже если напишет ось, которая в сто раз лучше Windows XP. Точно так же он не сможет тягаться с качественным бесплатным продуктом! Кто станет платить, если можно получит то же самое бесплатно? Кроме того, одиночка не напишет ОС за реальное время, что, казалось бы, сводит ценность этого примера к нулю, но я все-таки надеюсь, что суть ты схватил.
 
А вот еще несколько подобных примеров. По моему скромному мнению, не стоит начинать свою шароварописательскую деятельность с попыток создать и продать аналог MS Office или Adobe Photoshop просто потому, что эти два вполне коммерческих продукта являются стандартом де-факто, и конкурировать с ними могут только очень дешевые (но функционально не ущербные!) или вообще бесплатные продукты – в нашем случае в роли таковых могут выступать, скажем, Open Office и Gimp. В общем случае наличие в твоей целевой аудитории известных, функционально богатых и бесплатных продуктов должно настораживать очень сильно. Вряд ли ты сможешь рассчитывать на успех shareware-продукта там, где имеется сильный и к тому же бесплатный конкурент. Не стоит писать медиапроигрыватель, потому что есть WinAmp. Не стоит замахиваться на рынок универсальных просмотрщиков графики, потому что XnView все равно лучше и не стоит ничего. Не пробуй продавать еще один FTP-клиент, потому что есть, например, FileZilla. Хочешь написать и продать ICQ-клиент? Вспомни, что Miranda пока что никуда не делась и исчезать с горизонта не собирается... И таких примеров можно привести море! Я не утверждаю, что тебе никогда не удастся превзойти тот же WinAmp и занять его на данный момент очень даже лидирующее положение. Почему бы и нет? Я просто хочу, чтобы ты осознал, что начинать с этого, наверное, не стоит.
 
Обобщая все вышесказанное о конкурентах, можно сделать такой вывод: для начинающего шароварщика вроде тебя идеальной будет такая ниша, на которую, во-первых, пока не обратили серьезного внимания гиганты вроде Microsoft, Adobe, Corel и иже с ними. Во-вторых, в этой нише бесплатных продуктов не должно быть вообще (бесплатные Lite-версии других shareware-продуктов имеют право на существование, поскольку это не самостоятельный продукт, а просто сильно урезанная версия shareware-флагмана). Наконец, в этой нише должны присутствовать как минимум два-три конкурирующих, активно развивающихся и платных (коммерческо-коробочных или shareware) продукта. Так что если ты уже нашел такую нишу и если к тому же она близка тебе по духу и интересам – считай, что тебе повезло!
 
Errare humanum est
Человеку действительно свойственно ошибаться – древние, как всегда, были правы. Однако ошибаться можно по-разному, и то, как человек реагирует на ошибки, часто определяет успех его предприятия, а shareware‘ный бизнес тут далеко не исключение. Я попытаюсь помочь тебе избежать некоторых довольно распространенных ошибок, допускаемых начинающими на этом поприще. Я опять не хочу сказать, что соверши ты одну из таких ошибок - и все, пиши пропало. Все, что тебя не убьет, сделает тебя только сильнее! Однако повторять чужие ошибки совсем не обязательно, лучше ты наделай своих, уникальных ошибок, а от общих я постараюсь тебя если не уберечь, то хотя бы проинформировать об их возможности.
 
Начнем с основного. Сдается мне, что наиболее частая ошибка кодера, становящегося автором шароварного проекта – это остаться кодером. Будет вполне логично изменив сферу деятельности изменить и свое мировоззрение, так нет же, находятся личности, которые не хотят следовать логике! Они никак не могут понять, что код в шароварном продукте – отнюдь не единственная и даже не центральная составляющая. Да, код очень важен, но ровно настолько же важна и справочная система, и сайт продукта, и интерфейс, и продуманность инсталлятора, и маркетинг! А кодер, не изменивший своего взгляда на вещи, все так же продолжает исступленно писать код и никак не может взять в толк, отчего его продукт не продается при ТАКОЙ функциональности? Кодеру не понять, что пользователь не сможет использовать эту функциональность, потому что справки или нет, или она написана на таком корявом английском, что мама не горюй. Кодер не видит элементарных промахов в маркетинге и не понимает, что о его чудо-программе просто никто не знает, но продолжает заниматься своим любимым делом – кодингом. Это чудесно, но шароварщик из такого типа не выйдет, по крайней мере автор успешного проекта точно. Как лечиться? Отрешиться от кодинга и понять, что твоя shareware – это целый проект, который ты делаешь сам полностью, от и до, вплоть до маркетинга и поддержки, а не только пишешь код. Взгляни на вещи шире. Если ты прирожденный кодер, то тебе, возможно, будет не так интересно заниматься разработкой качественного интерфейса, рисованием иконок или написанием справки, но иногда приходится делать то, что нужно, а не то, что хочется. В крайнем случае можно кому-нибудь заплатить, и он сделает за тебя то, что ты не хочешь или не умеешь делать хорошо. Как бы там ни было, помни, что успешный проект – сбалансированный проект.
 
Вторая типичная ошибка шароварщика – при разработке ориентироваться на свои интересы, а не на интересы потенциального клиента. Это просто непрофессионально. Раз твой проект уже достиг той стадии, когда ты пишешь код, то у тебя уже должно сформироваться понимание того, для кого ты все это делаешь, у тебя перед глазами уже должен быть психологический портрет твоего идеального покупателя, ты должен знать, чего он хочет и что ему понравится. И, самое главное, этим идеальным покупателем не должен быть ты! А часто получается именно так: проект, изначально создававшийся "для себя", постепенно развивается, и на каком-то этапе автор решает перевести его в разряд shareware. Что ж, похвально, только при этом должна изменится и идеология разработки продукта! Разработчик не должен быть единственным пользователем своего софта. Как же этого избежать? Всегда выслушивай комментарии и пожелания своих реальных пользователей (если первая версия уже выпущена). Если таковых нет, покажи свои наработки друзьям и коллегам, узнай их мнение и обязательно прислушайся к нему. Попробуй найти бета-тестеров, например, пообещай им бесплатную регистрацию за, скажем, три качественных и полных баг-репорта или за предложения по развитию продукта. Выложи бета-версию продукта на любимом программистском форуме, попроси оценить – получишь множество полезных советов от коллег (разумеется, после фильтрации бессмысленных высказываний скептиков и банального флуда), даже если эта версия пока что совсем сыра и вообще больше смахивает на прототип, чем на готовый продукт! Так что не следует стесняться спрашивать мнение других о том, что ты делаешь, а выяснив мнение со стороны, его следует принять как ценную информацию и активно внедрять в практику. Успешный продукт – это продукт, у которого много пользователей, ко мнению которых должен прислушиваться и разработчик.
 
Третья типичная ошибка: стать шароварщиком просто, на шароварных продуктах можно легко и быстро сделать большие деньги. Я не стану спорить с тем, что успешный проект может приносить хороший доход. Однако никогда не поверю, что начинающий шароварщик сможет сделать потрясающий продукт прямо с самого первого релиза – так просто не бывает! Как говорится, без труда... В общем, хоть никого ниоткуда вытаскивать и не придется (по крайней мере, в буквальном смысле слова), без серьезного труда не обойтись, особенно если ты планируешь начать этот бизнес с минимальными денежными вложениями. Смирись с тем, что поначалу работать придется много, нужно будет многому учится (учеба и освоение нового - как известно, одно из самых трудных занятий), а отдача в денежном выражении будет нулевая или мизерная.
 
Если твоя первая продажа придется на второй месяц после опубликования первой версии продукта, то это очень даже неплохо, даже если эта первая продажа останется единственной в том месяце! Объемы будут расти медленно, даже в том случае, если ты правильно выбрал направление деятельности и создал отличный продукт. А если нет? Никогда не следует надеяться, что занятие shareware-бизнесом принесет тебе несметные богатства немедленно. Принесет, но чуть позже, так что не стоит уходить с работы в надежде прокормить семью с одних только доходов от твоего первого шароварного продукта. Говорят, чтобы спокойно жить с шароварных доходов, автор должен иметь за плечами три-четыре более-менее успешных, активно развивающихся продукта. Впрочем, потребности у всех разные, так что эти цифры весьма условны, как ты понимаешь. Не забывай, что даже серьезные продукты на своих начальных стадиях развиваются весьма медленно в финансовом отношении, даже если разработкой занимается целая компания, потому что рынок программного обеспечения вообще и условно-бесплатного в частности весьма насыщен, насыщается все больше изо дня в день. Поэтому помни, что успешный продукт – это продукт, в который вложено много труда и времени.
 
Тем не менее!
У тебя может сложиться впечатление, что не стоит заниматься делом, которое сулит столько трудностей. Что ж, решать тебе самому, однако шароварный бизнес – это то, чем ты можешь заниматься, если как следует захочешь, а также то, что может стать самым интересным предприятием твоей жизни, если ты не бросишь дело на полпути. Часто бывает сложно заставить себя продвигаться вперед, когда так легко отступить. Но если у тебя есть цель, средства обязательно найдутся. Поэтому обдумай все не спеша и приступай! У тебя обязательно получится, в этом я нисколько не сомневаюсь.
 
Не могу не упомянуть статью Стива Павлины о любителях и профессионалах (название именно такое): www.dexterity.com/articles/shareware-amateurs-vs-shareware-professionals.htm.
 
Маркетинг всему голова! Если ты не спец в этой области, то найдешь множество интересных идей тут: www.softwaremarketingresource.com.
 
Решил всерьез разобраться в тонкостях софтварного ценообразования? Начни с "Верблюдов и песочницы" Джоеля Спольски: http://russian.joelonsoftware.com/Articles/CamelsandRubberDuckies.html.
 
Существует множество регистраторов, тебе придется выбрать одного или двух, так что неплохо бы сравнить предлагаемые сервисы, например, тут: www.blackcatsystems.com/regservices.
 
Хочешь пообщаться с живыми шароварщиками? Заходи на www.rsdn.ru, в раздел "Форумы"->"О жизни"->Shareware, узнаешь много интересного и полезного (особенно если умеешь пользоваться поиском).
 
Ответы на некоторые вопросы ты наверняка найдешь в русском шароварном FAQ‘е: www.shpaga.ru/faq2. Ресурс во многом уникальный, хотя и давно не обновлявшийся.



Журнал "Хакер Спец"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 13 Октября 2005 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100