Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Досуг и развлечения > Заначка в океане


Заначка в океане


Автор: Андрей Иванов, Наталья Мушкатёрова, Юлия Гончарова, Сергей Лебед
Источник: "Эхо планеты" - №5 (2009)

Явление "Барона" народу
Значимость события определялась и предполагаемой стоимостью клада, оцениваемой в несколько миллиардов долларов, и тем обстоятельством, что обнаружила клад небезызвестная компания Sub Sea Research, созданная в 1984 году опытным дайвером Грегом Бруксом. Она прославилась на весь мир в 2003 году, обнаружив у берегов Флориды испанский галеон Notre Dame de Deliverance, затонувший в 1755 году с грузом золота, награбленного испанскими конкистадорами в Новом Свете. Стоимость сокровищ оценили в 5 миллиардов долларов - самый крупный подводный клад из всех известных широкой публике. 


Предположительная стоимость последней находки Sub Sea Research, о которой компания объявила в январе 2009 года, скромнее - "всего" 3,6 миллиарда долларов. Но шуму сообщение о ней уже наделало не меньше, чем в своё время история с испанским галеоном. А уж завеса таинственности и вовсе превосходит все мыслимые и немыслимые пределы. 


Точное место обнаружения судна Sub Sea Research не называет, опасаясь, что плодами её многолетних поисков в архивах и волнах воспользуются другие. В информации, предоставленной компанией американским газетам, говорится лишь, что судно лежит на глубине 250 метров где-то в 40 милях от берегов Гайаны. Его название держится в секрете, а публике предложен "псевдоним" - "Голубой барон".
В Интернете на это словосочетание выпадают музыкальная группа и спортивный автомобиль, так что обнаружить скрытый подтекст "липового" названия, который подсказал бы путь к истинному, трудно. Да и не нужно. 


Грег Брукс дал другую подсказку. Правда, она запутала всё ещё больше. Речь идёт о фотографии судна, скрытого сейчас под волнами у береговГайаны и "псевдонимом" "Голубой барон". По версии господина Брукса, это судно было потоплено в 1942 году германской подводной лодкой U-87, которой командовал капитан-лейтенант Йоахим Бергер. Запись о потоплении "Голубого барона" (будем называть его так) Грег Брукс нашёл в бортовом журнале U-87, уничтоженной в 1943 году канадскими эсминцами у берегов Португалии.
И тут начинаются настоящие загадки.  

Загадка № 1: координаты находки
На фотографии "Голубого барона" эксперты опознали британский сухогруз "Порт-Николсон". Он действительно мог быть жертвой субмарины U87. Историк Крис Бишоп указывает, что эта лодка с 19 мая по 8 июля 1942 года занималась постановкой мин у восточного побережья США и потопила там 2 судна. Если верить данным Интернета, одним из них был "Порт-Николсон", а другим - американский пассажирский пароход "Чероки". Оба были потоплены 16 июня 1942 года. А вот с координатами их гибели в мировой паутине царит полная неразбериха. До 29 января сеть выдавала информацию, что "Порт-Николсон" был потоплен в точке с координатами 42 градуса 25 минут северной широты и 69 градусов 10 минут западной долготы, то есть примерно в 200 милях к юго-востоку от Бостона. А "Чероки" - в точке с координатами 23 градуса 32 минуты северной широты и 81 градус 2 минуты западной долготы, то есть где-то между Флоридой и Кубой. То есть на две с лишним тысячи километров южнее. Возник вопрос, каким образом подводная лодка времён Второй мировой войны, пусть и входящая в состав самого мощного и передового на тот момент подводного флота гитлеровской Германии, могла за 23 часа 59 минут - чтобы уложиться в одни сутки и отчитаться о потоплении второго корабля в один день - покрыть такое расстояние? 


30 января в данных Интернета появилась корректива: у Бостона погиб "Чероки", а у Флориды - "Порт-Николсон". Но это не сняло вопроса о том, как U-87 могла потопить их обоих в течение одних суток.
Однако бог с ним, с Интернетом. Составители его досье на U-87 могли что-то напутать. В любом случае ясно, что даже если "Порт-Николсон" был потоплен у Флориды, а не у Бостона,он всё равно не мог быть "Голубым бароном". Потому что, судя по заявлениям экспертов, включившихся в дискуссию по поводу клада, "Порт-Николсон" шёл не в Америку, и из неё в Европу, имея в трюмах не золото и бриллианты, а 1600 тонн деталей для автомобилей и 4000 тонн вооружений. 


Да и сам Грег Брукс говорит то же самое: "Голубой барон" - это вовсе не "Порт-Николсон". Он утверждает, что "Голубой барон" был потоплен гораздо южнее, у берегов Гайаны. И ссылается при этом не на Интернет, а как серьёзный человек на всё тот же бортовой журнал U-87. 


Допустить ошибку в бортовом журнале германской субмарины не позволяет вбитая в нас ещё советской пропагандой, советской литературой и киноискусством крепкая вера в запредельную чёткость работы немецкой военной машины. А Грег Брукс подкрепляет свои заявления ссылками на результаты поисков, проведённых им в архивах Южной Америки, куда "Голубой барон" якобы заходил перед тем, как направиться к Нью-Йорку, и изучения документов по программе ленд-лиза. Результаты этих изысканий позволили Грегу Бруксу предположить, что покоящееся сейчас у берегов Гайаны судно должно было доставить казначейству США золото и бриллианты в уплату за оружие, предоставленное по лендлизу.  

Загадка № 2: откуда шёл груз
Тут, правда, возникает вопрос относительно груза, который перевозил загадочный "Голубой барон". Грег Брукс утверждает, что на борту британского сухогруза, который вышел "из одного из европейских портов" - какого именно, он не уточняет - находились просто-таки умопомрачительные сокровища. Цитируя кладоискателя, мировые СМИ сообщают о 500 килограммах драгоценных камней, принадлежавших Великобритании, и 80 тоннах золота и платины в слитках, принадлежавших СССР. Газеты предполагают также, что эти богатства были платой союзников Соединённым Штатам за военную технику, поставленную им по ленд-лизу. 


Напомним, что закон о ленд-лизе, названный генералиссимусом Иосифом Сталиным "одним из самых замечательных и жизненно важных достижений Франклина Рузвельта в создании антигитлеровской коалиции", был принят конгрессом США в начале марта 1941 года. В конце того же месяца на его реализацию конгрессом были выделены 7 миллиардов долларов. Первым получателем помощи стала Великобритания, а в октябре 1941 года право её получения предоставили и Советскому Союзу. Фактически ленд-лиз означал предоставление союзникам по антигитлеровской коалиции беспроцентного кредита. 


Но, возможно, наличные расчёты какое-то время продолжались. 2 мая 1942 года у берегов Норвегии немецкие подводники потопили британский крейсер "Эдинбург", который вёз из Мурманска в Великобританию 5 тонн советского золота - плату за военные поставки. Информацию о гибели крейсера в СССР засекретили, но считается, что эта потеря заставила страны-союзники отказаться от расчётов наличными. 


Если верить заявлению Грега Брукса об обнаружении британского сухогруза, это не так. Эксперты и журналисты уже предложили несколько версий относительно того, почему на борту "Голубого барона" оказались одновременно и британские алмазы, и советское золото с платиной. По одной из них, все эти богатства были загружены на "Голубой барон" в одном из портов Великобритании, куда и алмазы, и советские драгметаллы были завезены заранее. Из британского порта "Голубой барон" отправился в США через Северную Атлантику. Тогда непонятно, как его занесло в Южную Америку? 


По другой версии, сухогруз зашёл в Персидский залив, контролировавшийся союзниками. Там на него погрузили советские золотые и платиновые слитки, доставленные по территории Ирана, после чего "Голубой барон" отправился в южноафриканский Дурбан, где принял на борт британские алмазы и бриллианты. И уже оттуда вышел в сторону Нового Света. 


Если хоть одна из этих версий соответствует реальности, возникает вопрос: как столь ценный груз отправили через всю Атлантику, кишащую немецкими подводными лодками, на обычном сухогрузе? И тем более всего через какой-то месяц после гибели "Эдинбурга"? 


Возможно, ответы на все эти вопросы будут получены после того, как сокровища "Голубого барона" поднимут на поверхность. Это может произойти уже в ближайшие недели: Грег Брукс снаряжает для этой цели специальное судно, которое отправится к месту упокоения "Голубого барона" из Луизианы.
При этом поднимать судно Sub Sea Research не собирается: клад достанут, вырезав отверстия в корпусе. 


Грег Брукс рассчитывает, что все сокровища или как минимум 90 процентов достанутся ему, словно подзадоривая других возможных претендентов, среди которых в прессе называют Россию как правопреемницу СССР и Великобританию. Журналисты и юристы уже спорят о том, кто и на какую долю может рассчитывать.  

Клады и скандалы Sub Sea Research

Не исключено, однако, что шум вокруг гипотетического клада на загадочном "Голубом бароне" обернётся конфузом. Может оказаться, что руководство Sub Sea Research подняло волну для того, например, чтобы снова привлечь внимание к сокровищам, награбленным конкистадорами в Южной Америке и покоящимся сейчас у берегов Флориды в трюмах галеона Notre Dame de Deliverance. Груз, предназначавшийся испанскому королю Карлу III, состоит из 473 килограммов золота в слитках, 15,5 тысячи золотых дублонов, более миллиона серебряных монет и 24 килограмма чистого серебра. Поначалу власти Флориды разрешили компании Sub Sea Research поднять сокровища. Но свои претензии на них предъявили испанцы, а госдепартамент США признал их права. Сразу после этого кладоискателям из Sub Sea Research отказали в праве начать работы по подъёму сокровищ. 


Испанцы, правда, проявили было готовность пойтина компромисс и поделиться богатством с Sub Sea Research, но тут о правах на клад заявила Франция, чьи граждане когда-то и плыли матросами на несчастном галеоне. И дело опять застопорилось. Возможно, сейчас Sub Sea Research хочет сдвинуть его с мёртвой точки, подкинув информацию о новом кладе. А может, ей действительно опять повезло. И она действительно нашла набитый золотом и бриллиантами корабль. Тогда скоро нам предстоит узнать новую захватывающую историю, героями которой будут немецкие подводники, заставлявшие свои лодки двигаться со скоростью курьерских поездов, и британские и советские государственные мужи, бросавшие миллионы в волну морскую.




Журнал "Эхо планеты"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 11 Февраля 2009 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100