Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Досуг и развлечения > Флаг под арктическими льдами


Флаг под арктическими льдами


Автор: Алексей Александров
Источник: "Эхо планеты" - N30 (3-9 августа 2007)

Эксперты утверждают, что металлический триколор на метровом древке, закрепленном в подставке (общий вес конструкции -- 10 килограммов), не боится коррозии и сможет простоять на дне века.
 
В момент, когда пишутся эти строки, научное судно "Академик Федоров" в сопровождении атомного ледокола "Россия", преодолевая тяжелые льды, движутся к Северному полюсу. "Академик Федоров" -- судно заслуженное. В 2005 году оно стало первым в мире транспортным кораблем, которому удалось пробиться к Северному полюсу без помощи ледокола. Но нынешний рейс -- особенный, поэтому он идет в связке с "Россией".
 
Арктика коварна: полярная стихия в любой момент способна внести поправки в график экспедиции. Однако, если все произойдет штатно, как выражаются космонавты, читатели получат возможность собственными глазами увидеть описанное выше событие. Произойдет это примерно в то время, когда наш журнал до них доберется. А может, даже раньше.
 
Коллеги из ПРАЙМ--ТАСС со ссылкой на пресс-службу Министерства информационных технологий и связи России сообщили, что за погружением российских гидронавтов с помощью подводных аппаратов "Мир" на дно в районе Северного полюса зрители во всех концах света смогут наблюдать в прямом эфире. Причем репортажи "макушки планеты", как с ее верхнего яруса, так и самого нижнего, донного, будут передаваться в течение недели.
 
Это техническое чудо обеспечивается совместными действиями специалистов уже упомянутого Мининформсвязи, а также Министерства обороны и Россвязи. Коммуникативный канал был успешно протестирован с использованием спутника "Молния-3". Скорость распространения сигнала -- до 45 мегабайт в секунду. Будем надеяться, что сбоев не произойдет, поскольку за это отвечает такая серьезная фирма, как государственное унитарное предприятие "Космическая связь". Она веников не вяжет.
 
Особая точность и, если можно так выразиться, предельная открытость предстоящих экспериментов важны, в частности, потому, что среди задач, которые предстоит решить экспедиции, имеется и такая -- взять пробы грунта со дна Северного Ледовитого океана. Это должно показать, является ли оно собственно океанским дном или же продолжением материкового шельфа. По этому поводу сейчас ведется много нервных споров, и требуется полная ясность.
 
А теперь вернемся из близкого будущего в недалекое прошлое. В конце июня в Мурманск, порт приписки, вернулся атомоход "Россия" с участниками экспедиции, которая должна была уточнить границы арктического континентального шельфа нашей страны. В течение 45 суток с борта могучего корабля, преодолевавшего льды толщиной до четырех метров, морские геологи и геофизики вели исследования в районе подводного хребта Ломоносова.
 
Объем выполненных работ колоссален. Вот несколько данных, с которыми познакомил журналистов начальник экспедиции, директор Всероссийского научно-исследовательского института океанологии Валерий Каминский. Глубинное сейсмическое зондирование составило около 700 километров, объем геофизической съемки -- 15 тысяч погонных километров. Впервые в отечественной практике в Арктике были проведены специализированные геологические работы по наблюдению верхних слоев геологического разреза с использованием теле- и видеоаппаратуры.
 
Ученые привыкли выражаться осторожно. И все же, по мнению профессора Каминского, собраны документальные доказательства того, что хребет Ломоносова имеет аналогичное с материком строение. А это дает основания России претендовать на морскую территорию за пределами ее 200-мильной экономической зоны в центральной Арктике. В порядке справки: Конвенция ООН по морскому праву определяет внешнюю границу государства по 12-мильной зоне, а экономическую -- по 200-мильной.
 
Расширение экономической зоны допускается лишь в случае, если границы континентального шельфа (подводная окраина материка) простираются за пределы уже упоминавшейся 200-мильной зоны. Чтобы претендовать на это применительно к Арктике, Москва должна научно обосновать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением Сибирской континентальной платформы.
 
После тщательной обработки полученной учеными информации материалы экспедиции будут направлены в ООН для подтверждения права России на эти арктические территории. Уточним, что речь может вестись о площади свыше одного миллиона квадратных километров.
 
Есть соблазн задать наивный вопрос: а много ли толку в этой бескрайней ледяной пустыни? Ой, много, очень много...
 
Запасы полезных экспонатов, прежде всего углеводородов, скрытых под ледяным панцирем, так велики, что некоторые впечатлительные эксперты называют их "чудовищными". Нефти Северного Ледовитого океана хватит на много лет для потребления всей планетой. Поэтому не стоит удивляться, что на полярный шельф помимо России претендуют Канада и Дания, которой принадлежит крупнейший в мире остров Гренландия (на правах автономии).
 
Так что нынешняя высокоширотная экспедиция, в которой участвуют сотрудники свыше десяти российских НИИ и ряда международных научных центров, продолжит программу, начатую на борту "России" в мае-июне. А во второй части рейса будет организована новая российская дрейфующая станция "Северный полюс-35". Она будет открыта в юбилейный для отечественных полярников год -- 70 лет назад начала свою работу первая в мире дрейфующая станция "СП-1", на которой перемещалась вместе с полярными льдами легендарная четверка папанинцев.
 
И все же главным событием станет первое в истории погружение в географической точке Северного полюса двух глубоководных российских батискафов "Мир". Экспедицию возглавляет известный полярник доктор географических наук и Герой Советского Союза Артур Чилингаров, намеренный сам опуститься на дно. Кипучей энергии этого человека хватает на все, даже на то, -- страшно подумать! -- чтобы быть вице-спикром такого беспокойного учреждения, как российская Дума. Среди шести исследователей, участвующих в погружения (по три на каждый аппарат) два иностранца: швед Фредерик Паулсен и австралиец Майк МакДауэлл.
 
Наибольшим опытом в этом деле обладает доктор технических наук Анатолий Сагалевич. Среди многочисленных наград, полученных им за глубоководные исследования, самым неожиданным оказался "подводный"... "Оскар". Сагалевич получил его за участие в съемках знаменитого фильма Джэймса Кэмерона "Титаник". Неугомонный американец уговорил его в дополнение к основной работе принять участие в прямой телепередачи с "Титаника", которую с глубины 3800 метров в течение двух с половиной часов транслировали на все континенты.
 
Теперь подводного оскароносца ждет работа посложнее, да и поглубже -- порядка 4300 метров. Самая рискованная часть операции -- возвращение на поверхность. Работающий в автономном режиме "Мир" уйдет под воду через прорубленную во льдах полынью. А обратный путь придется искать самостоятельно с помощью навигационных приборов. Льды над головой дрейфуют, меняют толщину и конфигурацию, поэтому отыскать "окошко", соответствующее габаритам батискафа, -- задача головоломная. Но из их решения и состоит жизнь подводника.
 
Максимально возможная автономная жизнь батискафа равна четырем суткам. Реальный рабочий режим тоже достаточно велик: 15--20 часов. Однако из-за особо сложных условий полярного дна смена на этот раз сокращена до 7--10 часов. А успеть сделать за это уплотненное время надо много: пробы воды и грунта, геологические и гидрологические измерения, наблюдения за пока никому не ведомыми обителями водного царства под полярным льдом -- жизнь и там не прекращается.
 
Это, так сказать, чистая наука. Но у некоторых исследований есть, как мы уже знаем, геополитический уклон. Где кончаются границы "нашенского" дна? Или все это -- продолжение материкового, а значит, российского шельфа? Опыт предыдущей экспедиции вроде бы подтверждает эту версию. Но нужно накапливать факты терпеливо и с максимальной объективностью. Чтобы не плодить России новых врагов.
 
Канада намерена провести черту во льдах
Возросшая активность российских научных экспедиций в зоне Северного Ледовитого океана обеспокоила правительственные и деловые круги Канады. МИД этой страны в лице своего официального представителя счел необходимым предупредить, что "Канадской суверенитет над сушей и водами Канадской Арктики является давним, устоявшимся и исторически обоснованным".
 
Столь нервную реакцию вызвали сообщения об итогах июньской экспедиции на атомоходе "Россия". "Россия готова претендовать на 1,2 миллиона квадратных километров морского дна у северных рубежей Канады, -- сообщает информационное агентство "КанУэст ньюс сервис". -- Этот шаг может стать серьезнейшим из существовавших до сих пор вызовов канадскому суверенитету". Канада "провела во льду черту, за которую нельзя переступать в вопросе о суверенитете над Арктикой", -- пишет газета "Оттава ситизен", комментируя реакцию внешнеполитического ведомства этой страны.
 
Хотя Канада, как признают в Оттаве, была проинформирована о планах российской экспедиции, появились сообщения, что министерство национальной обороны и канадские вооруженные силы изучают возможности для улучшения мер наблюдения и реагирования, а также "расширения присутствия в целом и укрепления структуры командования и управления на Севере".
 
Планируется и координация действий с заинтересованными странами. Так, уже упоминавшаяся "Оттава ситизен" сообщает, что "Канада взаимодействует с учеными Дании, которой принадлежит Гренландия, в надежде доказать, что подводный хребет Ломоносова представляет собой продолжение Североамериканского континента". Читателям газеты объясняется, что эта подводная гряда простирается на 1500 километров через Арктический бассейн между самым северным канадским островом Элсмир и Сибирью.
По словам Джейкоба Верхофа, руководителя программ изучения канадского шельфа, исследования российских ученых в районе хребта Ломоносова "не были совсем уже неожиданными". Члены его группы встречались с коллегами из России для обсуждения особенностей геологического строения этой гряды. Выводы российских ученых Верхов считает предварительными. Хотя их авторитет в Канаде сомнениям не подвергается.
 
Профессор университета провинции Альберта Дэвид Хик, занимающийся организацией участия канадских ученых в исследованиях в рамках Международного полярного года, в интервью "КанУэст" отметил, что у россиян -- "весьма впечатляющая история научных исследований на Севере". "Мы должны помнить о том, что практически половина Арктики находится в России", -- подчеркнул он. "Все это указывает на необходимость для Канады вложить средства в такого рода научные изыскания", -- резюмировал профессор Хик.
А тем временем консервативное правительство Канады приступило к выполнению данного еще в предвыборный период обязательства нарастить военные мускулы в Арктике. Выступая в начале июля на военно-морской базе Эскималт на острове Ванкувер, премьер-министр Стивен Харпер объявил о планах строительства шести, а в будущем, возможно, и восьми кораблей ледового класса для патрулирования в Арктике.
 
До сих пор канадские ВМС не имели ледокольных кораблей. Новые патрульные суда, способные прокладывать путь в ледяных полях толщиной до метра, смогут находиться в автономном плавании до 4 месяцев, развивать скорость до 20 узлов и иметь дальность хода до 6 тысяч морских миль. Как ожидается, они войдут в строй в 2013 году. По словам начальника штаба канадских ВМС вице-адмирала Дрю Робертсона, это станет демонстрацией серьезности намерений Канады в защите ее арктических владений.
 
Полтора года назад, перед парламентскими выборами, Стивен Харпер, излагая стратегию действий для Арктики, был настроен более радикально. Тогда он говорил о необходимости построить по крайней мере три крупных ледокольных судна, способных преодолевать тяжелые льды толщиной до 6 метров и обеспечить транспортировку войск в высоких широтах. Его нынешний план не столь амбициозен.
 
"Мы приняли решение в пользу средних кораблей ледового класса, -- пояснил премьер. -- Решение о строительстве меньших по тоннажу судов позволит осуществлять патрулирование большей акватории в Арктике за счет увеличения числа кораблей". "Либо мы будем использовать эти районы, либо мы их потеряем", -- подчеркнул он.
 
Проблема укрепления суверенитета на Севере имеет в Канаде давнюю историю. В 1977 году Оттава объявила проливы между арктическими островами своими территориальными водами. С этим категорически не согласились США, считающие указанную зону нейтральными водами. В итоге между Вашингтоном и Оттавой было заключено соглашение, согласно которому США будут уведомлять о прохождении судов указанным маршрутом, а Канада -- всегда это разрешать.
 
Есть споры и с другими странами, в частности, о принадлежности острова Ханс, расположенного в тысяче километров от Северного полюса между канадским островом Элсмир и Гренландией. На этот небольшой скалистый остров площадью 1,3 квадратных километра претендуют Канада и Дания. О нем мало кто помнил до тех пор, пока не выяснилось, что в районе этого клочка суши могут находиться значительные залежи нефти и газа.
 
Ожидается, что в ближайшее время премьер Харпер в рамках кампании по укреплению канадского суверенитета в Арктике совершит поездку по северным островам. Не исключено, что в ходе поездки будут определены планы строительства глубоководного порта, возможно, в Резольют-Бэй в проливе Барроу, либо в Кэмбридж-Бэй.
 
Эти пункты расположены в центральной части канадской Арктики, на берегах проливов, составляющих Северо-Западный проход. Кроме того, в районе Резольют может быть создан учебный центр для подготовки военнослужащих к действиям в условиях Арктики. Не исключено, что новый порт может быть построен и в Арктик-Бэй, на северной конечности Баффиновой Земли. Однако серьезный минус для всех поселков-кандидатов в том, что они расположены у восточной части Северо-Западного прохода, а центральная и западная часть морского пути остается, таким образом, без прикрытия.
 
Колоссальные запасы полезных ископаемых находятся и на шельфе -- месторождения олова, марганца, золота, никеля, свинца, платины, а также, предположительно, весьма значительные запасы нефти и газа. Именно они и являются первопричиной стремления Канады укрепить суверенитет в Арктике. Поэтому вряд ли стоит удивляться эмоциональной реакции в Канаде на экспедиции российских ученых в Арктике.
 
На необходимость укреплять суверенитет в этом регионе за счет создания инфраструктуры для населения Севера указывает и премьер провинции Нунавута Пол Окалик. По мнению местных руководителей, федеральное правительство обязано расходовать средства на развитие населенных пунктов в северных районах, поскольку многие из этих поселений как раз и были созданы для закрепления канадского суверенитета в Арктике. Примером, хотя и печальным, может служить поселение Гризе-Фьорд на острове Элсмир, куда в 1953 году были переселены 33 индейца-инуита из северного Квебека. Сопредседатель королевской комиссии по коренным народам Рене Дюссо назвал тогда эту акцию "одним из наихудших примеров нарушений прав человека в истории Канады".
 
Деннис Бевингтон, член палаты общин от Новой демократической партии, представляющий Западный арктический округ, считает, что суверенитет подразумевает создание жизнеспособных населенных пунктов в Арктике и экономических объектов. А не только возможность пройти на военном корабле Северо-Западным проходом или направить военнослужащих в поход на снегоходах по арктическим островам.
 
В общем, дискуссии продолжаются. Канада ждет новой информации из района Северного полюса, к которому ныне приковано всеобщее внимание.



Журнал "Эхо планеты"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 2 Августа 2007 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100