Согласно заявлению "Сотбис", супруги высказали пожелание о проведении аукциона,
когда приняли решение вернуться в Россию. 21 апреля в Москве после продолжительной
болезни великий 80-летний музыкант скончался. Певица не изменила их совместного
решения. "Нам хотелось, чтобы произведения, которые мы покупали во всех странах
мира, ценные вещи, которые собирали любовью на протяжении нашей жизни, перешли
к настоящим знатокам, к людям, которые любят русское искусство и русский антиквариат,
-- объяснила она. -- Мы надеемся, что наши произведения попадут в коллекции людей,
которые будут их любить и ценить, с которыми эти произведения будут говорить".
Это уникальное собрание сложилось главным образом в то время, когда Ростропович
и Вишневская по недоброй воле советских властей вынуждены были жить за рубежом.
Галина Васильевна вспоминала об их переезде из Москвы в Париж: "Когда нас вынудили
покинуть Россию в 1974 году, мы должны были распроститься со всем; все наше имущество
осталось в России. Мы уехали, по сути дела, без пенни в кармане. Вся наша собственность
осталась там. Когда мы уехали -- Ростропович с виолончелью и Кузей, ньюфаундлендским
догом, я с двумя чемоданами и двумя детьми -- мы должны были создавать все заново,
и когда в 1978 году нас лишили российского гражданства, мы купили квартиру, в
которой жили все эти годы. Квартира, которую мы решили сделать Русским домом,
по-прежнему там".
Их российское гражданство было восстановлено в 1990 году. Со временем пришло
решение возвратиться на родину. А потом -- и решение расстаться с коллекцией,
содержащей более 350 уникальных произведений. Это живописные полотна и портретные
миниатюры, изделия из слоновой кости, стекла и фарфора и еще множество вещей,
отмеченных высоким художественным мастерством их авторов и взыскательным вкусом
их обладателей. "Сосредоточившись на приобретении дореволюционного искусства,
выдающиеся исполнители Ростропович и Вишневская, объединившие свои коллекции,
сумели за тридцать лет создать в своих апартаментах уникальную российскую обстановку",
-- заметила глава русского отдела "Сотбис" Джоанна Викери. -- Предварительная
цена отдельных лотов колеблется от 150--200 фунтов до 800 тысяч -- 1,2 миллиона
фунтов стерлингов (от 300 до 2,4 миллиона долларов соответственно). Что в сумме
(опять же предварительно) составляет 3 миллиона фунтов стерлингов (около 6 миллионов
долларов).
Однако к этим торгам нельзя относиться как к традиционной распродаже, считают
эксперты "Сотбис". И дело не только в том, что это русское искусство и получено
из рук русских, но и в том, что "каждый экспонат освящен личным вниманием двух
великих людей.
Одна из жемчужин коллекции, которая будет выставлена в главном торговом зале
"Сотбис" на улице Нью-бонд в центре Лондона, -- полотно Николая Рериха (1874--1947)
"Сокровище ангелов". Работу над этим монументальным полотном, написанным маслом
и темперой и изображающим Священный град на холмах Северной Руси, выдающийся художник-философ
завершил в 1905 году, Тогда он увлекся творчеством постимпрессионистов, переосмысливая
его "на русской почве и в русском духе". В 1998 году музыканты увидели это выдающееся
творение на аукционе "Сотбис" и, плененные его красотой, купили за 287,5 тысяч
фунтов стерлингов (575 тысяч долларов). Теперь оно выставляется с начальной ценой
800 тысяч -- 1,2 миллиона фунтов. "Сокровище ангелов", убежден представитель русского
отдела "Сотбис" Михаил Каменский, -- "абсолютно выдающийся шедевр, который, несомненно,
вызовет огромный интерес".
Среди живописных работ обращает на себя внимание и конный потрет Великого князя
Петра Федоровича, которому в 1761 году суждено было стать императором Петром III,
а 1762-м быть свергнутым в результате заговора, организованного его женой Екатериной.
Портрет принадлежит кисти одного из лучших европейских художников Георга Кристофа
Гроота (1716--1749), работавшего при русском императорском дворе в первой половине
XVIII века. Примечательно, что другой вариант картины "Великий князь Петр Федорович
верхом на лошади" хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
В "живописном разделе" знатоки проявляют большой интерес к произведению Сергея
Иванова (1864--1910) "Крепостные боярина", написанному маслом по дереву, к уникальной
работе замечательного художника-сказочника Ивана Билибина (1876--1942) "Охота"
и, конечно, к произвдениям, посвященным театру, составляющим значительную часть
коллекции. Здесь, в частности, привлекает эскиз декорации для балета "Аполлон
и Дафна", выполненный акварелью и гуашью по карандашу на бумаге Александром Бенуа
(1870--1960).
Впечатляющую часть собрания, по свидетельству экспертов "Сотбис", представляет
удивительный фарфор, к которому оба музыканта питали особое пристрастие. "Я люблю
фарфор, -- признавалась Вишневская. -- Русский фарфор -- это что-то особенное.
Я сразу отличу его от любого другого. Там, где выставлено несколько вещей, я сразу
же найду русскую. Потому что мне кажется, будто я знала об этой вещи с детства...
Мне интересно вспоминать, когда и как я покупала те или иные предметы, какие впечатления
у меня возникали, когда я впервые видела их. Эти воспоминания согревают душу,
напоминая, какой была жизнь раньше, и заставляют думать о том, что останется после
нас".
В своей автобиографической книге "Галина" Вишневская рассказывала, как возник
этот интерес к фарфору. И возник он в самые, наверное, страшные годы творческой
жизни. Ростропович, приютивший в свое время опального Солженицина, остался по
существу без работы. Гениальный музыкант, в рассвете сил оттесненный от больших
концертных залов, скитался с гастролями по российской глубинке, испытывая острую
творческую неудовлетворенность. "...более верной медленной казни для Ростроповича
придумать не могли, -- писала Вишневская. -- Весь вопрос был -- надолго ли его
хватит". И вот тогда он стал собирать фарфор, "начал покупать какие-то вещицы.
В России все это давно исчезло из антикварных магазинов, и нужно было заводить
новые знакомства с коллекционерами, ездить по каким-то адресам... А так как Ростропович
ничего не делает наполовину, то скоро решил, что у нас должна быть самая лучшая
в России коллекция русского фарфора. Поставив себе такую задачу, он кинулся на
поиски сокровищ... Я рада была его новому увлечению и всячески поддерживала в
нем энтузиазм, понимая, что лучше в доме битые, склеенные чашки, чем пьяные компании
и разговоры ни о чем до утра... Это его страсть явилась спасением в его безделье".
Теперь в коллекции -- фарфор Императорского фарфорового завода, начиная с его
основания в 1744 году и заканчивая 1920-ми годами, когда он был переименован в
Государственный; изделия частных фарфоровых фабрик в XVII -- XIX веков, в том
числе Попова, Корнилова, Кузнецова, Юсупова. Есть здесь две фарфоровые супные
тарелки с инвентарными номерами Зимнего дворца из Георгиевского сервиза. Они были
сделаны в конце XVIII века на заводе, основанном англичанином Френсисом Гарднером,
преуспевшем в банковском деле в Москве. Его завод, славившийся фарфором великолепного
качества -- желтовато-белого цвета, привлек внимание Екатерины II. Императрица
заказала четыре сервиза, украшенных орденами Святого Георгия, Александра Невского,
Владимира и святого Андрея. Каждый из этих сервизов раз в год выставлялся в Зимнем
дворце на торжественном обеде, который устраивался для кавалеров этих орденов
в день празднования их святых. Такие традиции сохранялись до царствования Николая
I вступившего на трон в 1825 году, и были нарушены лишь в течение четырех лет
правления Павла I с 1796 по 1801 год.
Заинтересовала "Сотбис" и история шести фарфоровых блюд с изображением цветов
из Юсуповского сервиза, созданных на Архангельском фарфоровом заводе в 1820 годы.
Князь Николай Юсупов, занимавший пост директора Императорского фарфорового завода,
сенатора и главы департамента заводов, лично участвовал в производстве фарфора.
В 1814-м в своем имении в Архангельское он создал фарфоровый завод, который изготавливал
сервизы, статуэтки и другие произведения исключительно для аристократической элиты.
При этом фарфор не продавался -- его дарили членам императорской фамилии, семейству
князя Юсупова, узкому кругу друзей. "Мануфактуру в Архангельском нельзя было назвать
заводом, -- говорят эксперты "Сотбис". -- Это было скорее ателье или студия, где
расписывали импортный фарфор из Севра, Лиможа или завода Попова. Любопытна декоративная
пластина из фарфора на военную тему, датированная 1841 годом: она изображает парад
офицеров на фоне великолепного пейзажа. Безусловно привлекут внимание коллекционеров
изделия из стекла, в том числе бокалы с выгравированными императорскими вензелями
и портретами императриц Елизаветы и Екатерины Великой, произведенные на Санкт-Петербургском
стеклянном заводе. Прекрасна и коллекция ранних произведений русского эмального
искусства конца XVII, изготовленных в Великом Устюге. Среди них выделяется ювелирная
шкатулка из медного сплава с перегородчатой эмалью, сверкающая традиционными устюжскими
цветами на белом фоне -- желтым, зеленым, голубым и синим. В числе произведений
декоративного искусства и зеркало для туалетного столика, украшенное костью, Его
сделали архангельские мастера.
Словом, коллекционеров ждет масса ярких открытий.
Собрание Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, двух талантливейших музыкантов
ХХ века, было частью их жизни, оно отражает их любовь в России, к ее истории,
-- сказала мне Джоанна Викери. -- Международный рынок русского искусства ныне
успешно развивается. И можно гордиться, что в этот чрезвычайно важный момент мне
доверено организовать этот аукцион, на который выставляется столь выдающееся частное
собрание. Это большая честь для нас.