Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Экономические журналы > Как создается новый облик системы образования


Как создается новый облик системы образования


Автор: Елена Конькова
Источник: "Национальные проекты" - N6 (2006)

К каким системным изменениям в области организации сферы образования ведет реализация национального проекта?
 
Задача модернизации российской системы образования изначально заложена в самой логике реализации национального проекта "Образование".

Надо сказать, что в мире есть два подхода к проведению каких-либо изменений в системе образования. Первый подход предполагает направление ресурсов на подтягивание слабых учреждений до уровня сильных. Минус этого подхода в том, что сильные теряют один из стимулов быть таковыми. Плюс – в среднем выравнивается ситуация в образовании в целом по стране, резкие отличия сглаживаются, что имеет определенное позитивное значение.

Второй подход – поддержка сильных. Тогда все получают стимул быть сильными, добиваться результатов, так как достижение этих результатов поощряется. Однако разрыв между сильными и слабыми в этом случае, понятно, увеличивается.

Задача разработчиков национального проекта состояла в том, чтобы не уходить в крайности, обеспечивая баланс между стратегическими целями реформирования образования и необходимой поддержкой тех структур, которые сегодня в наибольшей степени востребованы. При этом направленность стимулирования сильнейших подразумевает расширение числа конечных пользователей – граждан, для которых осуществляется такая поддержка.

Первый этап реализации национального проекта был связан именно с конкурсом лидеров. Отобрано 18 инновационных ВУЗов, 3 тысячи лучших школ, 10 тысяч лучших учителей, практически завершена программа 2006 года по поддержке талантливой молодежи. Начинаются закупки автобусов и учебного оборудования для школ. Несколько тысяч образовательных учреждений подключены к сети Интернет, и этот процесс продолжается.

Это – непосредственные действия. Если же говорить о системных, институциональных изменениях, то они подразумевают смену или существенную корректировку норм деятельности в системе образования. И это, действительно, предусмотрено национальным проектом и происходит в процессе его реализации.

Меняется механизм распределения финансовых средств – их объемы устанавливаются в зависимости от конкретного количества потребителей. Когда мы распределяем автобусы и оборудование по регионам, мы учитываем количество учащихся в этих регионах. Когда речь идет о квотах на поддержку лучших школ, мы учитываем численность учеников, в том числе то обстоятельство, что на селе объективно меньше наполняемость классов. То же происходит при вознаграждении труда лучших учителей.

Таким образом, процесс распределения становится зависимым не от воли чиновника, а от количества потребителей, благополучателей, граждан, на которых направлен этот проект.

Далее, мы сейчас наблюдаем широкомасштабное привлечение общественности к прямому участию в реализации мероприятий национального проекта. В экспертизе заявок на конкурсах школ, учителей участвовало более 600 общественных организаций. Это очень большой общественный резонанс, и есть надежда на то, что усилия не пропадут даром, что общественные организации будут полноценно вовлекаться в формирование образовательной политики. Например, для таких задач, как экспертиза бюджетов на образование, аттестация образовательных учреждений, другие мероприятия, связанные с оценкой системы образования и действующих в ней субъектов.

Суммируя, можно выделить три направления институциональных изменений: пересмотр подходов к распределению финансов; создание механизма ориентации на потребителя, на граждан, в первую очередь – на учащихся и их родителей; активное использование общественного интереса к системе образования, предоставление общественным организациям возможностей для широкого участия в принятии решений по значимым вопросам в этой области.
 
– Можно ли говорить, что уже сейчас наметились какие-то серьезные подвижки, структурные и организационные изменения, прямо связанные с реализацией национального проекта "Образование"? Есть ли плодотворные инициативы, выдвигаемые регионами?  

– Если говорить о масштабных структурных изменениях, то прежде всего стоит отметить начавшееся изменение сети образовательных учреждений.

У нас есть интересные аналитические материалы, показывающие зависимость результатов сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ) от числа учеников в отдельной школе (чем выше набранные баллы, тем лучше). И выводы из этих материалов оказались вовсе не очевидными.

Первое, что приходит в голову, – чем меньше учеников, тем лучше, тем выше качество образования. Однако в реальности получается, что есть некий оптимум, его величина составляет порядка 600 учеников в школе. Меньше – хуже; больше – лучше, но ненамного; а когда намного больше, к 2000, то может стать даже хуже. И со всей определенностью выяснилось, что 300 учащихся – это заметно хуже, чем 600.

Видимо, большие школы предоставляют ребятам большую свободу выбора: учителя, предмета, интереса, кружка… За счет такой насыщенной среды выбора полнее реализуется детский интерес. А это известный и очень серьезный образовательный эффект: возможность выбора способствует формированию интереса к учебе. А в конечном итоге – повышается качество полученного образования.

При этом понятно, что в самых больших школах, где несколько смен обучения, также качество начинает ухудшаться – не во всех таких образовательных учреждениях удается наладить слаженный учебный процесс.
Но в целом тенденция очевидна – в регионах стала меняться сеть образовательных учреждений – школы стали укрупняться.

В ряде субъектов Федерации, помимо уже сказанного, инициированы институциональные изменения, которые представляются образовательной общественности очень перспективными, но которые изначально в структуру НП не входили. Например, новая система оплаты труда учителей. Оплата учителя становится более зависимой от результатов его труда: насколько успешно дети сдают ЕГЭ, как часто ребята, которые учатся у данного учителя, побеждают в олимпиадах, научно-практических конференциях и т.д. Опыт показывает, что при новой системе оплаты труда учителей их заработную плату можно повысить в среднем на 30%. Ряд регионов начинает сейчас активно вводить такую систему, и это хороший пример системных изменений, потенциал которых выяснился уже в ходе реализации национального проекта.
 
– Какие мероприятия намечены по первым итогам процесса реализации национального проекта "Образование"? 
 
– О масштабных итогах пока говорить рано. Однако в процессе работы появился ряд предложений по расширению проекта.

Недавно в рамках национального проекта "Образование" было получено поручение Президента России – поддержать комплексные проекты модернизации образования в субъектах Российской Федерации. В августе совещание Президиума Совета при Президенте РФ по реализации национальных проектов, на котором была поддержана идея о выделении в следующем году средств в размере около 4 млрд рублей на поддержку таких региональных проектов. В рамках этого направления регионам будет предложено написать проектные заявки, которые будут оценены экспертами и в итоге принято решение о поддержке субъектов Федерации сразу по нескольким направлениям модернизации образования: нормативное подушевое финансирование, новая система оплаты труда, реструктуризации сети школ, общественное участие в управлении образованием, создание системы оценки качества образования.
 
Какие проблемы администрирования национальных проектов – в том виде, в каком оно существует сейчас, представляются наиболее критическими для перспектив выполнения намеченных планов?
 
– Основная проблема администрирования национальных проектов, на мой взгляд, состоит в том, что действующие регламенты и процедуры работы федеральных органов исполнительной власти, по нашим расчетам, настроены на скорости в 9–10 раз меньшие, нежели это необходимо для реализации проектов. Например, тот объем постановлений Правительства, который министерство выпускало до старта национальных проектов, был если не в 10, то по крайней мере в 5 раз меньше, чем тот, который необходим сейчас.

При этом сама по себе разработка документа может быть проведена довольно быстро. Но вот то, что начинается дальше, – переписка между ведомствами, согласование, движение документов между инстанциями – это чрезвычайно длительные, тяжелые, очень трудоемкие процедуры, самое странное – практически никак не улучшающие качество подготавливаемых документов. Их изменение, на мой взгляд, является назревшей проблемой администрирования национальных проектов.

Еще один момент связан с системой мониторинга и контроля нацпроектов – про нее можно сказать, что она находится на начальной стадии своего развития. То, что за основу принята безбумажная технология, основанная на современных средствах электронных коммуникаций, – это, конечно, правильно. Но в любой информационной системе первичен все же не способ хранения и передачи данных, а сама структура информации, перечень показателей, по которым производится "измерение" происходящих процессов.
И вот тут мы сталкиваемся со значительными трудностями. Дело в том, что многие показатели, по которым оценивается эффективность реализации национальных проектов, являются новыми для наших административных структур, и потому часто неясно, что же конкретно имеется в виду при сборе данных. На некоторые показатели, как это положено по нормам статистики, еще надо затратить несколько лет, чтобы их апробировать и начать собирать по всей России.

Например, у нас есть такой показатель, как количество школ, где заработная плата учителям выплачивается по новым принципам. Эти принципы перечислены в описании показателя, и на первый взгляд все звучит понятно. Однако, как только на месте пробуют применить этот измеритель к конкретным образовательным учреждениям, сразу возникают проблемы: считать ли среди этих школ, скажем, кадетские школы или не считать? Включать ли в расчет лицеи и гимназии? Можно ли сказать, что в этой конкретной школе распределение стимулирующих надбавок учителям происходит с участием родителей? И так далее.

В системе мониторинга есть целый ряд показателей, которые нуждаются в осмыслении, апробации и, как итог этого процесса, в регламентировании. Росстат обычно тратит на отработку какого-либо индикатора до трех лет, прежде чем начать собирать по нему данные с регионов. А мы вынуждены новые показатели эффективности направлять на места для исполнения прямо "с колес". Мы запускаем новые информационные системы, а времени для того, чтобы проработать все детали в широком кругу специалистов, обсудить на семинарах, – очень мало.

Это – проблема. Ее надо понимать и изыскивать возможности ее решения.
 
Какие из принятых в последнее время крупных нормативных актов направлены на совершенствование системы администрирования национальных проектов? В чем их основной смысл? Какие задачи они решают?
 
– Надо сказать, что система администрирования национальных проектов по-настоящему только начала свое становление. Это касается информационного обеспечения, сбора отчетности, в целом комплекса механизмов управления национальным проектированием.

Следует понимать, что эта система очень нетривиальна для сегодняшнего состояния нашей страны – она должна объединять и направлять усилия отдельных ведомств – всех, которые имеют отношение к данному проекту. Раньше, до политических и экономических реформ 1990-х годов, такая надотраслевая структура управления была, и называлась она Коммунистическая партия Советского Союза, точнее, ее комитеты на разных уровнях. Они, в случае разногласий между задействованными инстанциями, могли оперативно, быстро, минуя всякие регламенты, вызвать руководителя любого структурного звена и в жесткой форме потребовать осуществить определенные действия.

Сейчас командно-административная система управления ушла в прошлое, и мы вынуждены осваивать новые формы управления, связанные с длительными и громоздкими процедурами согласования с другими ведомствами, с законодательной властью и общественностью, с проведением юридических и технических экспертиз и т.д.

Вместе с тем, некоторые подвижки происходят. В аппарате Правительства РФ создан Департамент национальных проектов, в министерстве – есть сводные группы по отдельным его направлениям, мы в рамках нашего департамента планируем создание отдела координации реализации национального проекта "Образование".
 
– Какие меры необходимо предпринять для того, чтобы система управления проектом стала более дееспособной (создание новых нормативных документов, регламентов, разъяснительных инструкций, проведение конференций, методических занятий, другое)?
 
– В деле поиска новых форм администрирования сейчас появляются некоторые перспективные новации. Например, все большую роль начинают играть полномочные представительства Президента РФ в федеральных округах. Теперь они занимаются не только контролем за ходом реализации нацпроектов, но и взялись за обеспечение координации действий ведомств на уровне федеральных округов.

Например, недавно мы были в Приволжском и в Северо-Запападном федеральных округах, там очень подробно, не только с руководителями органов управления образованием, но и с финансистами проработали вопросы комплексной модернизации образования в субъектах РФ. Шаг за шагом подробно обсуждали, что необходимо делать в будущем году. Оказывается, что простые, похожие более на семинары, нежели на совещания, мероприятия позволяют людям глубже понять, чего надо делать, обменяться мнениями. Как говорят, "договориться на берегу", прежде чем "кинуться в воду" – начать активно "исполнять поручения" – порой кажущиеся бессистемными и часто малопонятные самим исполнителям.

Такие межрегиональные семинары на уровне федеральных округов могут способствовать преодолению многих проблем – что очень важно, проблем, которые еще не возникли, но которые могут возникнуть в будущем при реализации национального проекта. Контактируя с полпредствами, мы можем быстро и оперативно доводить информацию до регионов и так же оперативно получать от них обратную связь и контрольную информацию, причем уже прошедшую некоторую первичную обработку.

Роль полпредств здесь видится очень существенной, и это наглядный пример одного из новых регламентов, новой практики, рожденной в ходе реализации нацпроекта.
 
– Что нового вносит национальный проект в систему взаимоотношений власти, бизнеса и общества?

– Со следующего года помимо нового компонента национального проекта "Образование", связанного с комплексными региональными проектами модернизации образования, запускается еще программа, направленная на поддержку ресурсных центров в системе начального и среднего профессионального образования. Это предполагает поддержку таких образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, которые могут быть полезны и для других образовательных учреждений. На их базе может вестись также переподготовка и повышение квалификации высококвалифицированных рабочих, наиболее востребованных современным рынком труда.

Мы сделали очень существенный шаг в поддержку инновационных образовательных программ ВУЗов: на это выделено 5 млрд рублей в этом году и еще 15 млрд – в следующем. Эти программы – проявление важной позитивной тенденции, получающей развитие в рамках проекта "Образование" – "разворота" учебных заведений в сторону практических нужд компаний. ВУЗы начинают заботиться о том, чтобы не просто передавать знания студентам, но и вовлекать их в разработку технологий для новых, современных российских производств. Это очень важная тенденция, она активизирует интерес работодателей к поддержке образовательных учреждений и, с другой стороны, создает фундамент для развития российской экономики как "экономики высоких переделов", ухода от доминирования исключительно добывающих отраслей в обеспечении доходной части государственного бюджета.

На это же направлен новый компонент, связанный с поддержкой начального и среднего образования. Проводится конкурс для учреждений начального и среднего профессионального образования, которые готовят высококвалифицированные рабочие кадры. Для них закупается оборудование необходимого уровня, образовательные, методические комплексы, которые позволяют более эффективно готовить будущих рабочих для современных производств.

Я недавно был в одном таком политехническом техникуме в Томске и видел, как сильно меняются не только методика и техническое обеспечение учебного процесса, но и сами технологии, которые осваивают обучающиеся там студенты. Думаю, что партнерство с бизнесом – это принцип национального проекта "Образование", который принесет пользу и бизнесу, поставляя для него квалифицированные кадры, и образованию, привлекая дополнительные ресурсы от заинтересованных коммерческих структур.



Журнал "Национальные проекты"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 1 Ноября 2006 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100