Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Экономические журналы > Банкроты


Банкроты


Автор: Александр Митин
Источник: "The Chief (Шеф)" - N8 (42), (август 2005)

Банкротство, как социально-правовой механизм, далеко не всегда используется в качестве вынужденной, крайней меры, когда должник — будь то коммерческая организация или частный предприниматель — уже не в состоянии обслуживать и возвращать долги. Важно представлять последствия, которые могут наступить для руководителя организации-банкрота в результате банкротства или даже только возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве). Мы рассмотрим случаи, когда таким руководителям может угрожать не только гражданско-правовая, но и уголовная ответственность. Кроме того, подскажем, что следует и чего не следует делать руководителям, чтобы обезопасить себя — как в случае реальной несостоятельности должника, так и в ситуации, когда банкротство используется в качестве инструмента "корпоративного захвата".

Банкротство начинает угрожать фирме как следствие неплатежеспособности или неаккуратного обслуживания долгов. Признаки неплатежеспособности (квалифицирующие признаки несостоятельности) определены ст. 3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Определение их предельно просто: это неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если таковые обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Разумеется, не только факт неплатежеспособности, но даже потенциальная возможность ее наступления должны стать для руководителя тревожным сигналом. С одной стороны, руководителю при этом приходится принимать меры, чтобы не допустить наступления столь печального события. С другой стороны, ему нужно воздерживаться и от исполнения вполне объяснимого желания — "спасти" имущество должника путем изменения собственника этого имущества. Нельзя забывать: не только сам факт неплатежеспособности, но даже едва замаячившее на горизонте ее наступление может иметь суровые последствия — не только гражданско-правовые, но и уголовные.

Кстати сказать, не только арбитражному управляющему, но и любому руководителю нелишне располагать достоверной оценкой ситуации, сложившейся в экономике организации. Такую оценку можно получить только с применением методов финансового анализа. Оценка финансового состояния — это признанный инструмент выявления неблагополучной ситуации в экономике организации. Ведь эта оценка дает возможность не только констатировать улучшение или ухудшение положения организации, но и измерить вероятность ее банкротства. Соответственно, получение руководителем организации достоверной и своевременной информации — вот наиважнейший инструмент защиты, как интересов организации, так и себя лично.

Полковник Кудасов нищ!

Итак, если должник действительно не способен расплатиться по своим обязательствам, грядет возбуждение производства по делу о его несостоятельности. В ходе этого производства обязательно дотошно проверят: а не было ли признаков преднамеренного или фиктивного банкротства? Кроме того, в ходе проверки непременно анализируются все сделки должника, особенно те из них, в результате которых принадлежащее (или принадлежавшее ранее) ему имущество меняет собственника. Если обнаруживаются сделки, не соответствующие обычным условиям, обычаям делового оборота, и, тем более, Закону, сей факт неизбежно привлечет внимание не только арбитражного управляющего, но и арбитражного суда, отреагируют на него и правоохранительные органы (в первую очередь, прокуратура). В итоге, вполне вероятно, за дело возьмется судебный состав уголовной коллегии федерального суда.

Определившись с тем, что такое неплатежеспособность, можно поговорить о том, в результате чего она возникла. Приводящей к банкротству невозможности платить по своим обязательствам могут предшествовать два различных сценария. В одном случае неплатежеспособность оказывается результатом объективных изменений условий хозяйствования — например, резко возросли или упали цены, изменилась стоимость акций или иных ценных бумаг, продукция утратила конкурентоспособность и т.д. Иначе говоря, произошли какие-то изменения, которые не были предвидены, либо же руководство принимало недальновидные или недостаточно предусмотрительные решения, что и привело предприятие к банкротству. Неплатежеспособность возникла неумышленно. В этом случае, как правило, невооруженным глазом видно, что банкротство — непреднамеренное. Правовое регулирование подобных ситуаций исчерпывается нормами гражданского права.

Во втором случае изменения, повлекшие за собой неплатежеспособность, возникают в результате преднамеренных действий, трезво обдуманных решений руководителя организации или собственника ее имущества (и/или акционеров или участников организации). Такие действия заведомо направлены на создание неплатежеспособности. Кроме того, они предусматривают "вывод из-под удара" кредиторов имущества организации, или же прямое извлечение выгоды, особенно перед погашением кредиторской задолженности. Вот в этом случае могут наступить и последствия, предусмотренные особой частью Уголовного кодекса.

При преднамеренном банкротстве (ст. 196 УК РФ) происходит умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, которое руководитель или собственник коммерческой организации (равно как и индивидуальный предприниматель) совершает в своих личных интересах или интересах иных лиц, причиняя крупный ущерб или приводя к иным тяжким последствиям.

Ну-ка, фрукты, станьте в ряд!

Главный плачевный итог преднамеренного банкротства (заметим — уголовно наказуемого деяния!) состоит в причинении ущерба, который может оказаться крупным, тяжким, или, не дай Бог, особо тяжким, о чем подробнее сказано ниже. Недобросовестные банкроты (если в этом случае вообще можно упоминать о совести) стремятся сокрыть имущество или имущественные обязательства, сведения об имуществе, о его размере, местонахождении. Кроме того, они могут скрывать какую-то информацию — о самом имуществе, о передаче его в иное владение, о его отчуждении или уничтожении, равно как заниматься сокрытием, уничтожением, фальсификацией бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность. Причем подобные действия они могут совершать как при собственно банкротстве, так и только в предвидении его.

Это означает, что уголовно наказуемыми могут стать любые попытки руководителя или собственника организации скрыть или изменить собственника имущества (лишь бы этим собственником не остался потенциальный банкрот). Для этого используются самые разные пути — и продажа по заниженным ценам, и передача в уставный капитал другой организации, и прочие способы.

Так вот, любая из подобных попыток может быть истолкована как уголовно наказуемое деяние. Также следует иметь в виду, что уголовная ответственность предусмотрена и за неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов руководителем или собственником организации-должника, знающим о своей фактической несостоятельности (банкротстве). Главное здесь выражено как раз словами: "знающим о своей фактической несостоятельности". Ведь очевидно, что ни руководитель должника, ни собственник его имущества не могут не знать реального состояния дел в организации. Доказать такое "незнание" будет просто невозможно.

Итак, перечисленные действия будут квалифицированы судом как преступление, если, конечно, виновный совершает их умышленно, осознавая все обстоятельства; при этом мотивы преступления на квалификацию содеянного не влияют. Субъектом преднамеренного банкротства становится руководитель или собственник коммерческой организации, или индивидуальный предприниматель.

Уголовная ответственность, предусмотренная ст. 196 УК, наступает в случае, когда виновный прекрасно осознает, что его действия создают или увеличивают неплатежеспособность предприятия. При этом он, коварный, желает достичь этого результата, преследуя свои личные интересы или интересы иных лиц, что приводит к крупному ущербу или к наступлению иных тяжких последствий — для других коммерческих предприятий, иных организаций, для граждан, общества или государства.

Считается, что преднамеренное банкротство повлекло причинение крупного ущерба, если оно существенно ухудшило экономическое положение кредиторов, держателей акций, других контрагентов банкрота. К иным тяжким последствиям преднамеренного банкротства могут быть отнесены такие, которые затруднили осуществление важных государственных или общественных функций или воспрепятствовали им.

Сейчас мы посмотрим, какой это Сухов…

Выявляются признаки преднамеренного банкротства в два этапа. Арбитражный управляющий проводит проверку за период не менее двух лет, предшествовавших возбуждению дела о банкротстве, а также за все время проведения процедур банкротства.

На первом этапе проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период (в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа).

Если на первом этапе установлено существенное ухудшение упомянутых выше значений коэффициентов, проводится второй этап — выявление признаков преднамеренного банкротства. Теперь уже анализируются сделки должника и действия его органов управления за исследуемый период — те, которые могли быть причиной такого ухудшения. Что же это такое — "существенное ухудшение значений коэффициентов"? Существенное ухудшение понимают как такое снижение их значений за какой-либо квартальный период, при котором темп их снижения превышает средний темп снижения этих показателей в исследуемый период. Если на первом этапе выявления признаков преднамеренного банкротства не определены периоды, в течение которых это существенное ухудшение имело место, проводится анализ сделок должника за весь исследуемый период.

Банкротство признается преднамеренным в том случае, если ухудшение платежеспособности наступило в результате совершения следующих сделок:

1) сделки, заключенные на условиях, не соответствующих рыночным условиям на момент совершения. Примеры:

— сделки по отчуждению имущества должника, не являющиеся сделками купли-продажи, направленные на замещение имущества должника менее ликвидным;

— сделки купли-продажи, осуществляемые с имуществом должника, но заключенные на заведомо невыгодных для него условиях. Заведомо невыгодные условия сделки могут касаться, в частности, цены имущества, работ и услуг, вида и срока платежа по сделке;

— сделки с имуществом, без которого невозможна основная деятельность должника.

2) сделки с недвижимым имуществом, не сопровождающиеся пропорциональным погашением кредиторской задолженности.

В качестве примера таких нерыночных сделок можно привести, скажем, такую цепочку: потенциальный должник сначала приобретает в собственность имущество, а затем продает его третьему лицу. Причем по второй сделке, купле-продаже, покупатель расплачивается векселями. После этого покупатель передает то же самое имущество должнику в возвратный лизинг, а в качестве лизинговых платежей принимает те же самые векселя, которыми расплатился при покупке. Таким образом, должник и имущества лишается, и оборотных денежных средств не получает.

Хорошо смеется тот, кто смеется без последствий

Последствия выявления признаков преднамеренного банкротства могут оказаться весьма серьезными: привлечение виновных лиц к ответственности, как гражданско-правовой, так и уголовной, административной.

Составы преступлений предусмотрены ст. 195 (неправомерные действия при банкротстве), ст. 196 (преднамеренное банкротство), ст. 197 (фиктивное банкротство) УК РФ. В виде наказания виновные могут отделаться штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода, за период от одного до двух лет. Кроме того, может быть избрано наказание в виде лишения свободы — на срок до шести лет, со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев. Порой в делах о банкротствах применяются ст. 201 (неправомерные действия лица, выполняющего управленческие функции), 204 (коммерческий подкуп) и др. статьи УК РФ.

Если преднамеренное банкротство не представляет серьезной угрозы, общественной опасности, то ответственность за фиктивное и/или преднамеренное банкротство может наступить по ст. 14.12 КоАП РФ. В этом случае следует приготовиться к уплате административного штрафа в размере от 40 до 50 МРОТ или к дисквалификации на срок до трех лет.

Гражданско-правовую (субсидиарную) ответственность несут как лица, виновные в преднамеренном банкротстве, так и те, чьими законными представителями были физические лица, признанные виновными (руководители или представители собственника имущества, руководители акционеров или участников должника)

Говоря об обязательных условиях наступления ответственности, нельзя не отметить, что ответственность наступает только в отношении тех лиц, чьи действия привели к банкротству. Например, участники общества с ограниченной ответственностью принимают решение о заключении определенной сделки (или ряда сделок), которые впоследствии были квалифицированы как сделки, приведшие к неплатежеспособности должника. В этом случае руководитель должника ни к уголовной, ни к гражданско-правовой ответственности привлечен быть не может. А вот юридическое лицо — участник такого должника, представитель которого голосовал за заключение такой сделки или ряда сделок, будет привлечено к субсидиарной ответственности, в размере разницы между конкурсной массой и объемом кредиторской задолженности должника, солидарно с другими участниками, голосовавшими за заключение таких сделок.

Рассматривая ответственность, которая может наступить в ходе производства по делу о несостоятельности (банкротству) в отношении руководителей должника, собственника его имущества или его акционеров (участников), нельзя обойти стороной и возможные последствия, связанные с тем, что руководитель должника не подает или подает несвоевременно заявление о признании его банкротом.

Процитируем п.п. 1 и 2 ст. 10 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)": в случае нарушения установленных сроков руководителем или учредителем (участником) должника, собственником имущества должника, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии, гражданином-должником положений Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", перечисленные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.

Должнику требуется обратиться с заявлением в арбитражный суд в следующих случаях: если удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения им денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами; если орган, уполномоченный в соответствии с учредительными документами на принятие решения о его ликвидации, принял решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; если орган, уполномоченный собственником имущества должника — унитарного предприятия, принял решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; наконец, если обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной его хозяйственную деятельность. Также должник обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.

Если заявление в арбитражный суд не подано в должный срок (не позднее чем через месяц с даты возникновения описанных выше обстоятельств), это влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых законом возложена обязанность принятия решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подачи такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного этим законом.

Case study

Напоследок хотелось бы привести пример из собственной практики. Конечно, без упоминания реальных названий и имен фигурантов дела.

Арбитражный суд возбудил производство по делу о несостоятельности (банкротстве) некой организации — назовем ее ООО "Строитель". В ходе производства выяснилось, что примерно за 2 года до возбуждения производства по этому делу ООО "Строитель" совершило ряд "странных" сделок. Арбитражный управляющий, при проведении экспертизы на наличие признаков преднамеренного или фиктивного банкротства, квалифицировал их как сделки, приведшие впоследствии к банкротству. Более того, организация сильно задолжала своим работникам, невыплаченная зарплата составляла более чем существенную часть требований, включенных в реестр требований кредиторов.

Отчет временного управляющего был представлен в арбитражный суд, а также направлен в прокуратуру. В ходе проверки этого отчета правоохранительными органами, а также при проверке прокуратурой причин невыплаты руководителем своим работникам зарплаты были выявлены составы преступления, предусмотренные статьями УК РФ, как 195-й, так и 196-й.

Итогом банкротства ООО "Строитель" стали сроки, реальные сроки уголовного наказания для трех представителей участников этой организации, директоров компаний, которые голосовали за совершение "странных" сделок. Кроме того, эти три компании были привлечены к субсидиарной ответственности. Кстати, размер субсидиарной ответственности составил более 100 миллионов рублей.

Надо сказать, что следственные органы, к сожалению, расследуют подобные дела пока что "со скрипом" и очень неохотно. Но уверяем, что они с большим удовольствием привлекают себе в помощь экспертов, которые хорошо знают, что и как "копать", где и что искать.




Журнал "The Chief (Шеф)"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 31 Августа 2005 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100