– Выставка "Издательский бизнес" существует сравнительно недавно – с прошлого
года. Как и почему было принято решение об ее организации?
– Мысль о том, что такая выставка нужна, витала уже давно. В нашей стране издательский
бизнес развивается очень активно, Россия входит в четверку наиболее быстрорастущих
рынков мира. Практически все западные бренды уже в России, а это значит, что западные
компании привнесли на наш рынок новые традиции ведения бизнеса. Рынок растет,
индустрия меняется – должны меняться и события, которые на нем происходят. Мы
поняли, что необходим какой-то совершенно новый формат отраслевых мероприятий.
Поэтому в прошлом году правление Гильдии решило, что настало время для организации
отраслевой выставки нового формата. Решение было принято и поддержано членами
правления и ключевыми издателями – членами ГИПП.
Выставочный проект начинать всегда довольно рискованно, в первую очередь с финансовой
точки зрения, поэтому было решено привлечь профессионального партнера – компанию
RTE Group, которая специализируется на организации выставок в разных тематиках.
Они отвечали за организацию выставочной экспозиции и договор с Экспоцентром. ГИПП
взяла на себя всю концепцию мероприятия и организацию деловой программы. Наша
выставка необычная, мы ее позиционируем как выставку-конференцию. Она представляет
собой совмещение двух форматов, даже трех: выставочная экспозиция; деловая программа,
которая состоит из конференций, семинаров, мастер-классов, круглых столов; переговорные
площадки для общения.
Таким образом, в прошлом году мы взяли хороший старт и успешно провели мероприятие.
Более того, мы получили прибыль, в том числе за счет конференционной программы.
– Что нового будет на выставке в этом году по сравнению с предыдущим?
– Прежде всего в этом году мы решили поменять площадку. В прошлом году сама площадка
была неудобна для нашего формата – деловая часть выставки проходила в одном павильоне,
выставочная экспозиция была представлена в другом. Поэтому терялась та атмосфера,
которую мы хотели создать.
В этом году мы выбрали новую площадку – ВЦ "ИнфоПространство", которая находится
недалеко от храма Христа Спасителя. Она удобна тем, что всю площадь занимает только
наша выставка, и мы по своему усмотрению выстраиваем и экспозицию, и конференционную
часть, и место для переговоров издателей – и все в рамках одной площадки.
– На рынке регулярно проводится масса отраслевых мероприятий. Чем все-таки так
уникален формат именно вашей выставки?
– Те выставки, которые проводятся, имеют другой формат. Выставок b2b-формата
очень мало. Выставка "Пресса", например, больше выставка-фестиваль, выставка-шоу.
У нас совершенно другой формат, я бы даже сказала – аскетический, это сугубо бизнес,
работа. Мы взяли за образец западный формат – бизнес-выставки, когда нет больших
расходов экспонентов на экспозицию, стенды стандартны, минималистичны, но современны,
удобны и достаточны для того, чтобы презентовать компанию и провести переговоры.
И работу на стендах мы советуем выстраивать по-новому, в формате бизнес-мероприятия.
В ходе деловой программы на стенде должны работать именно те люди, которые смогут
общаться с аудиторией. Мы понимаем, что на три дня отозвать менеджеров от работы
нереально, поэтому работа на выставке и деловая программа чередуется – в разные
дни от одного ИД на стенде присутствуют разные специалисты.
Такой формат является новым для нашего рынка. В прошлом году не все издатели
его поняли и прочувствовали. Те компании, которые сориентировались, в первую очередь
крупные компании – ИД "Коммерсантъ", ИД Hachette Filipacchi Shkulev, ИД "ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА"
и др. – очень быстро сориентировались в новом формате и грамотно выстроили свою
работу.
– Сколько у вас зарегистрировавшихся на сегодняшний день и соответствует ли порядок
цифр вашим ожиданиям?
– У нас три категории участников: экспоненты, участники деловой программы и посетители,
которым не требуется регистрация. Мы рассылаем бесплатные приглашения, а тем,
кто захочет прийти со стороны, надо будет заплатить символический взнос – около
100 руб. Тем самым мы отсекаем людей совсем с улицы. Не будет людей с тележками,
которые просто ходят и набирают издания.
Что касается ожиданий, честно скажу, я сомневалась, делать ли выставку в этом
году, и была готова к тому, чтобы пропустить один год. ГИПП провела в этом году
очень сложное и большое мероприятие (речь идет о Всемирном газетном конгрессе WAN в июне, в котором организатором со стороны России выступил ГИПП – прим. ред.), которое отняло у дирекции полтора года жизни. Выставкой "Издательский
бизнес – 2006" мы начали заниматься только с июля. Да и то, пойдя навстречу настойчивым
требованиям издателей: предложенный нами формат упал на благодатную почву – модель
ежегодных деловых встреч вызвала большой интерес. Причем не только со стороны
российских представителей, активны и Украина, и Казахстан, и Белоруссия.
В связи отсутствием времени мы сконцентрировались на деловой программе, оставив
на следующий год расширение и обновление экспозиции. Поэтому экспозиция осталась
в том же размере по количеству экспонентов, как и в прошлом году – около 40 участников.
– Участвуют ли в выставке регионы?
– Я не могу сказать, что российские регионы очень активны. Они пока присматриваются,
регистрируются как участники деловой программы, говорят, что выставляться им пока
рановато. У нас экспонируются несколько региональных ИД, тех, которые являются
лидерами по издательскому бизнесу в регионах, например "Абак-Пресс". Мы, конечно,
стремимся привлечь регионы, но не в качестве "освещения рынка прессы Ямало-Ненецкого
округа" за государственный счет. Наша задача – привлечь те активные, растущие
компании, которые развивают свое дело как бизнес, которые хотят найти партнеров,
понять тенденции и изучить чужой опыт.
– По какому принципу и кто отбирал докладчиков на деловой программе выставки?
– Деловая программа формируется экспертами Гильдии, ими же подбираются и докладчики.
При этом мы ориентируемся на свой собственный опыт и знание рынка. Мы понимаем
те тенденции, которые актуальны в мировом издательском бизнесе, и наша задача,
как Гильдии, привнести эти тенденции на российский рынок и о них рассказать. ГИПП
участвует во всех внутренних процессах развития индустрии. Мы находимся на пересечении
рынков, сотрудничая и с распространителями, и с полиграфистами, и с бумажниками,
и с рекламщиками. В рамках своей текущей деятельности мы постоянно обращаемся
к какому-то сегменту и понимаем, какие темы в этих сегментах на сегодняшний день
наиболее актуальны. Общаясь и создавая отраслевые комиссии и экспертные группы,
мы знаем тех людей, которые могут высказать собственную позицию, представить новое
видение, то есть тех, которые служат "локомотивом" медиарынка.
– В вашей практике были случаи, когда кто-нибудь сам изъявлял желание выступить
на мероприятии?
– Да, было такое. В этом году очень интересный докладчик из ИД HFS по теме привлечения
молодой аудитории, он сам предложил свою презентацию. Но я хочу подчеркнуть нашу
позицию – мы не ставим в деловую программу PR-выступления, выступления спонсоров,
потому что это размывает программу и неинтересно аудитории. Нам важнее сохранить
формат нашего мероприятия. У нас есть зал, где будут проходить узкотематические
мероприятия вне основной программы, в том числе и коммерческие презентации, но
все они проходят жесткий ценз с нашей стороны. Мы чувствуем ответственность перед
участниками.
– Выставка "Издательский бизнес" является международной – сколько иностранцев
среди участников выставки?
– Что касается экспонентов, у нас будет представлена группа Innovations – главная
интрига нашей выставки. Эта компания, если не считать конгресс WAN, приезжает
в Россию впервые – пять ведущих экспертов со всего мира. На сегодняшний день группа
Innovations – всемирно признанная лучшая консалтинговая и аналитическая компания
по издательскому бизнесу. Они сделают обзорный доклад в рамках конференции по
тенденциям, проведут два специальных мероприятия по необычным способам продвижения
изданий и увеличению продаж и по редакционным концепциям.
В дискуссии по привлечению молодежной аудитории будут участвовать два ведущих
мировых эксперта – один из Люксембурга, второй из Южной Африки.
Традиционно Тимоти Болдинг (WAN) представит тенденции развития газетной индустрии.
При этом его аналогичный доклад, представленный на Конгрессе в Москве, будет изменен
под российских слушателей и адаптирован к нашему рынку.
К сожалению, не сможет приехать сам Дональд Каммерфельд, президент FIPP; Виктор
Шкулев, член правления FIPP, представит его доклад по тенденциям в журнальном
бизнесе. Приедет эксперт WAN Иман Берн, который будет участвовать в нескольких
сессиях, в частности по аутсорсингу.
В рамках семинара совместно с IFRA по практическому применению новых медиа приедет
несколько экспертов, в частности лучший эксперт IFRA в сфере медиаконвергенции
и современных ньюзрумов Дитмар Шантин, который расскажет о проекте Newsplex –
модели мультимедийной редакции, использующей преимущества всех возможных медиа
для продвижения созданного контента. В сессии по рекламе будут участвовать эксперт
WAN и Innovation, которые расскажут, как прессе грамотно использовать свои преимущества
для увеличения своей доли на рекламном рынке.
На тех мероприятиях, где будут иностранные докладчики, будет синхронный перевод.
– Вы перечислили несколько тем в рамках деловой программы. Какие, на ваш взгляд,
заслуживают особое внимание российских издателей?
– Есть первый уровень – дискуссионные темы, они наиболее остро стоят перед нашей
индустрией. К ним бы я отнесла, в первую очередь, конференцию по распространению;
секцию по рекламе, круглый стол по авторскому праву и тему подготовки управленческих
кадров. Что касается последней, хочется попытаться найти какие-то реальные возможности
для того, чтобы сделать шаг вперед в вопросе профессионального образования и подготовки
кадров. Более того, есть некая модель, которая будет представлена, каким образом
индустрия, образовательные структуры и профильные министерства могли бы этот процесс
сдвинуть с мертвой точки. Эта модель разработана Гильдией и основана на зарубежном
опыте и на нашей практике за последние 3–4 года.
Следующий уровень – темы, которые полезны и будут востребованы. Это тенденции
развития отрасли, аутсорсинг, новые редакционные концепции и тема продвижения.
Если говорить об обучающей стороне конференции, о том, что мы бы хотели привнести
в качестве развивающего рынок аспекта, это третий уровень: привлечение и удержание
молодой аудитории, цифровое будущее "бумажных" СМИ, повышение эффективности прессы
как рекламоносителя.
Все эти темы, конечно, пересекаются – то, что интересно, оно же и практично,
из того, что важно обсудить, вытекают конкретные индустриальные решения.
– Создается впечатление, что по формату и по заявленным темам ваша выставка пересекается
с недавним конгрессом WAN…
– Не скрою, приятно ассоциироваться с Конгрессом WAN, имеющим 50-летнюю историю,
по уровню организации, представительности и высокому статусу. Почему может создаваться
такое ощущение? Во-первых, в чем-то близкий формат – совмещение выставочной зоны
и деловой программы, во-вторых – мы приглашаем лучших зарубежных докладчиков WAN
в Россию, расширяем аудиторию, которая может этих докладчиков послушать и получить
доступ к их презентациям. Выставка предоставляет такую возможность. Что касается
формата, то все форматы бизнес-мероприятий в чем-то похожи, просто это довольно
новый для российского рынка формат, поэтому сразу возникает сходство. Но на самом
деле, конечно, мероприятия серьезно отличаются. На Конгрессе обсуждался мировой
газетный рынок, на экспозиции в массе своей не были представлены поставщики оборудования
и услуг для газетной отрасли и партнеры.
Задача выставки "Издательский бизнес" – презентация растущего российского издательского
рынка, обсуждение его проблем и достижений, прогнозы развития. Это совпадает и
с основной задачей Гильдии – мы не занимаемся ни политикой, ни журналистикой,
мы создаем благоприятные условия для развития издательского бизнеса в России.
– Из каких средств финансируется проведение выставки?
– У нас нет инвесторов, организация выставки – это сугубо бизнес-проект. Мы получаем
поддержку тех членов правления, которые второй год участвуют в этом мероприятии.
Но если бы им это было неинтересно и они не видели перспектив проекта – они бы
его не поддерживали. Никаких дополнительных средств ни на деловую программу, ни
на выставочную экспозицию у нас нет, в том числе и государственных средств. Это
самостоятельный проект, задача которого, как минимум – окупаемость, как максимум
– прибыльность. Конечно, мы ведем переговоры со спонсорами, в этом году у нас,
к сожалению, было на это мало времени. Что касается условий участия, то все расценки
представлены на нашем сайте.
– Поддерживают ли инициативу ГИПП госструктуры Москвы, например Минпечати?
– Если помните, в прошлом году выставку открывал Сеславинский (Михаил Сеславинский – руководитель Федерального агентства по печати и массовым
коммуникациям – прим. ред.). На многих отраслевых выставках он сам лично выступает?
В этом году есть некая особенность – основные международные участники смогут
приехать только к 26 сентября в связи с мероприятием WAN, поэтому в этом году
мы не планируем такого представительного открытия. Если помните, в прошлом году
у нас выступали генеральный директор WAN, президент FIPP, генеральный директор
Ifra. В выставке этого года примут участие представители Федерального агентства,
несколько мероприятий мы проводим совместно с ними. Конечно, важно одобрение и
тот факт, что мероприятие отметили. Но, если честно, это для нас не самоцель.
Поверьте, для участников не важно, кто из государственных лиц был на открытии,
им важна информация, контакты и отдача, которую они получат. Пиар – важная составляющая,
конечно, мы будем ее усиливать, но сохраняя выбранный формат b2b-мероприятия,
который сегодня очень востребован. С ростом издательского бизнеса в России и повышением
уровня участников рынка будет расти и наше мероприятие.
– Вы предвосхитили мой последний вопрос: каковы планы на будущее?
– Конечно, всех планов не раскрою. Мы будем работать над расширением и привлекательностью
экспозиции, обновлять темы деловой программы с сохранением ее высокого уровня.
Насчет экспозиции у нас есть очень интересный проект – совсем новый для России
формат, мы уже договорились о его реализации с нашими иностранными партнерами.
И конечно, будем расширять возможности делового общения на выставке.