Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Экономические журналы > ... и на корню


... и на корню


Автор: Ирина Ермаченкова, эксперт по организационному развитию Институт
Источник: "The Chief (Шеф)" - N8 (42), (август 2005)

 

По мнению экспертов, наибольшим спросом пользуется бизнес в сферах торговли, общественного питания, бизнес-услуг, телекоммуникаций и промышленности. Лидирующая позиция у Москвы, за ней следует Петербург, Краснодарский край, Саратовская, Нижегородская, Ростовская области.

Поскольку сегодня все чаще и чаще в связи с оценкой и продажей бизнеса употребляется термин "гудвил", хочется на нем заострить внимание.

В мировой практике распространенны случаи, когда стоимость нематериальных активов "перевешивает" стоимость всех остальных основных активов. Таким образом, нематериальные активы являются ресурсным и конкурентным преимуществом компании. Однако в российских компаниях нематериальные активы часто недооцениваются.

Собственник при продаже самостоятельно определяет набор наиболее выигрышных составляющих бизнеса. Ему легче будет реализовать готовый бизнес, который имеет прогнозируемые высокие доходы и гарантирует стабильность развития компании. У такого бизнеса рыночная цена будет выше. Кроме того, на рынке продаж готового бизнеса покупателями/инвесторами сформулированы предельно ясные и жесткие критерии к приобретаемым компаниям — потенциал развития, цена, срок окупаемости бизнеса.

Следовательно, собственнику необходимо провести "предпродажную подготовку" компании и ревизию активов. Давайте задумаемся, все ли активы мы "взвешиваем"? Не теряем ли мы доход, не оценивая очевидные вещи?

С этой точки зрения особое внимание следует уделить нематериальным активам.

Нематериальные активы и все, что к ним относится, описаны в Приказе Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 91н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000". Нематериальные активы — активы, не имеющие физической, осязаемой формы. К ним можно отнести управленческие, организационные ресурсы, репутацию компании в финансовом и деловом мире, капитализированные права, привилегии, конкурентные преимущества, контроль над сбытовой сетью, патенты и торговые марки, фирменные знаки, другие виды интеллектуальной собственности, право на пользование интеллектуальной собственностью, "ноу-хау".

В соответствии с данным документом нематериальным активом также является и деловая репутация компании.

При покупке бизнеса покупатель приобретает и деловую репутацию компании: уже сложившийся образ делового партнера, клиента, производителя.

На деловую репутацию (гудвил) бизнеса влияют социальная ответственность данного бизнеса, качество предоставляемых товаров (услуг), надежность и имидж компании, а также прозрачность бизнеса.

Рассмотрим каждое из понятий.

Социальная ответственность бизнеса — понятие объемное. Здесь, в том числе, подразумевается ответственность производителя за выпускаемый товар, а также за создание рабочих мест и за персонал. Для некоторых компаний вопрос социальной ответственности стоит достаточно остро. Возьмем, например, ситуацию, которая сложилась сегодня на книжном рынке. Возникает ощущение, что собственники ряда компаний совершенно не задумываются над тем, какого качества литература будет насыщать книжный рынок. В данном случае перед собственником стоит сложная задача: как сделать бизнес прибыльным и при этом социально ответственным. Разрешение этой дилеммы также влияет на репутацию компании.

Качество предоставляемых товаров и услуг — это совокупность свойств, отвечающих установленным стандартам потребительской пригодности и обслуживания клиента. Многие компании делают акцент на первом, забывая о втором. Но на деловую репутацию компании влияет их совокупность. Например, компания заявляет в рекламе, что она предоставляет товар высокого качества и по конкурентной цене, что отражает действительность. Однако низкое качество обслуживания в сети магазинов компании подрывает репутацию. Качество работы персонала, как зеркало, отражает систему приоритетов руководства.

Надежность бизнеса — наиболее очевидная составляющая деловой репутации. В понятие "надежность" входит соблюдение договорных обязательств (как устных, так и письменных). Как организационные консультанты, мы работали с компанией, которая, получив предоплату с оптовиков и взяв обязательства через месяц поставить товар, их не выполнила. Товар не был поставлен и через три месяца. Как выяснилось, он даже еще не был произведен! Сложившаяся ситуация негативно повлияла на деловую репутацию компании. Такие "игры" с партнерами не проходят без последствий.

Имиджем компании является сформировавшееся устойчивое представление клиентов, партнеров, общественности о престиже компании, качестве товаров и услуг, репутации руководителей и компании в целом. Многие делают акцент на внешнем имидже компании, забывая о внутреннем. Но именно внутренний имидж в большей степени влияет на восприятие компании во внешней среде.

Рынок продаж готового бизнеса предъявляет требование прозрачности бизнеса. В процессе подготовки бизнеса к продаже необходимо сделать очевидным наличие нематериальных активов. Прозрачность бизнеса нужно продемонстрировать. Важным этапом подготовки бизнеса к продаже является формализация стратегии компании, ее позиционирования на рынке и основных бизнес-процессов. Следующий этап — формализация организационной структуры и описание функционального поля компании. Каждый этап должен отразиться в организационно-распорядительных документах. По мнению руководителя отдела финансового учета по международным стандартам Института проблем предпринимательства Сергея Модерова, прозрачному представлению компании потенциальному инвестору способствует подготовка и аудит финансовой отчетности по МСФО (Международным стандартам финансовой отчетности). В последнее десятилетие МСФО становится стандартом, в соответствии с которым потенциальные инвесторы и акционеры судят о компании. На практике необходимо осторожно подходить к покупке компаний. Требуется проводить due diligence, то есть комплексную проверку положения дел в приобретаемой компании, которую способны осуществлять аудиторские фирмы. Например, особое внимание нужно уделять правам собственности на те активы, которые продаются в составе бизнеса.

 

 

 




Журнал "The Chief (Шеф)"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 30 Августа 2005 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100