Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:
Как сделать домашнюю солнечную панель. Отзыв солнечные панели.



Статьи из журналов > Экономические журналы > Революция и нефть


Революция и нефть


Автор: Александр Кокшаров
Источник: "Эксперт" - N31 (28 августа - 3 сентября 2006)

Венесуэльский президент Уго Чавес — самый путешествующий из латиноамериканских лидеров. Не успел он в июле посетить Белоруссию, Россию, Катар, Иран и Вьетнам, как в августе отправился в новое турне — в Китай, Малайзию и Анголу. Ключевой пункт этой поездки, конечно же, Пекин, с которым Чавес с момента прихода к власти в 1998 году пытается выстроить особые отношения. Все шесть дней пребывания команданте в Китае были очень насыщенными, и все шесть дней в центре внимания оставалась нефть. На встрече со своим китайским коллегой Ху Цзиньтао Чавес заявил, что намерен превратить Венесуэлу в одного из ведущих поставщиков нефти на китайский рынок, для чего готов сократить объемы экспорта своему главному идеологическому противнику — США. Диверсифицируя нефтяной экспорт, Чавес надеется, что его страна — пятый в мире поставщик нефти — сможет играть большую роль в мировой политике.
 
Активность Уго Чавеса в международных делах во многом предназначена для "внутреннего потребления". В декабре 2006 года в Венесуэле пройдут президентские выборы, которые Чавес попытается выиграть в третий раз. Поэтому громкие заявления о перенацеливании нефтяных поставок с США на Китай — это прежде всего риторика. На самом деле везти венесуэльскую нефть в Китай долго и накладно, да и по качеству она уступает нефти из Персидского залива или Юго-Восточной Азии. Так что, хотя нефтяные поставки в Китай и возрастут, главный итог сделки между Каракасом и Пекином все же другой — китайские нефтяные компании получат доступ к венесуэльским месторождениям. Это позволит им резко нарастить добычу и получить контроль над нефтью, поставляемой в США (примерно с той же целью американцы пытаются получить контроль над поставками нефти из Ирана в Китай). Китайцы весьма прагматичны, добываемую в Венесуэле нефть они, по-видимому, будут продавать тем же американцам или европейцам, высвобождая для собственных нужд поставки из других регионов — от Малайзии до Анголы.
 
Повестка дня
"Мы превратимся в одного из ведущих экспортеров нефти в Китай", — заявил Уго Чавес накануне своей четвертой поездки в КНР. Венесуэла обладает крупнейшими в Западном полушарии запасами нефти и входит в пятерку крупнейших нефтеэкспортеров. Сегодня около 60% венесуэльской нефти (1,5 млн баррелей в сутки направляется в США. Причин у такого распределения экспортных поставок две. Первая – географическая: Венесуэла расположена рядом с нефтеперерабатывающими заводами на побережье Мексиканского залива, что ускоряет и удешевляет поставки в Штаты. Вторая причина — историческая. Многие американские НПЗ были построены для переработки именно венесуэльской нефти — довольно тяжелой и сернистой. Европейские же или азиатские НПЗ, построенные в расчете на более легкую и малосернистую нефть из Персидского залива, требуют значительных затрат на переоборудование.
 
Если говорить о поставках в Китай, то туда Венесуэла пока экспортирует всего 150 тыс. баррелей в сутки — капля в том море, которое требуется для функционирования и дальнейшего роста китайской экономики. Чавес заверил, что через пять лет Венесуэла будет экспортировать в Китай 500 тыс. баррелей в сутки. А после 2008 года, когда добыча нефти в этой латиноамериканской стране достигнет планируемых 5,8 млн баррелей в сутки, эта цифра может вырасти до 1 млн баррелей.
 
Для начала реализации этих планов в Пекине Чавес подписал соглашения с китайскими государственными нефтяными компаниями — CNPC и Sinopec, которые получили права на разведку и добычу нефти и газа в бассейне реки Ориноко и на шельфе Карибского моря. Работать они будут совместно с венесуэльской государственной компанией Petroleos de Venezuela SA (PdVSA). Венесуэла также подписала контракты на постройку на китайских судоверфях 18 нефтяных танкеров, которые предполагается использовать для перевозки нефти в Китай, и 12 буровых платформ. Еще 12 платформ будут собраны уже в Венесуэле на совместном с китайскими компаниями предприятии.
 
Чего хочет Каракас
Для начала немного истории. Уго Чавес пришел к власти в 1998 году, когда цены на нефть были низкими, а экономическое состояние Венесуэлы, чей бюджет на 50% формируется за счет нефтеэкспорта, весьма плачевным. Уровень жизни был ниже, чем в 50−е или 60−е годы, росли бедность и недовольство населения. Именно на недовольстве бедняков построил свою предвыборную программу бывший полковник-десантник Чавес. Он пообещал гражданам справедливое государство, перераспределение доходов в пользу бедных и борьбу с мировым капитализмом и американским империализмом. Чавес стал вторым после Фиделя Кастро антиамериканским и левацким президентом в Латинской Америке, мечтающим если не о мировой, то по крайней мере о латиноамериканской — Боливарианской — революции.
 
Левацкие взгляды Чавеса определили его экономическую политику. Ведущая отрасль венесуэльской экономики — нефтяная — была национализирована задолго до прихода Чавеса, еще в 1975–1976 годах — тогда и была сформирована государственная компания PdVSA. Но до Чавеса она имела довольно широкую автономию и работала в основном как любая частная компания, цель которой — получение максимальной прибыли. Придя к власти, Чавес автономию отменил, постепенно зарегулировал нефтегазовый сектор и практически выжил иностранных инвесторов (прежде всего американских). Главой PdVSA в конце 2004 года стал соратник Чавеса Рафаэль Родригес.
 
Доходы подконтрольной государству PdVSA стали переводиться в распоряжение бюджета, что негативно сказалось на корпоративной инвестиционной программе. Согласно оценкам западных экспертов, PdVSA инвестирует лишь 20% от суммы, необходимой для поддержания добычи на нынешнем уровне. В результате объем нефтедобычи в Венесуэле сегодня по сравнению с концом 90−х годов снизился почти на четверть.
 
Доходы нефтянки, попавшие в госбюджет, правительство Чавеса направляло на развитие масштабных социальных программ по обеспечению населения страны бесплатным жильем, образованием и здравоохранением. При всей своей важности программы реализовывались неэффективно — значительная часть госсредств была израсходована на политически амбициозные проекты вроде строительства магистральных дорог в малозаселенных джунглях.
 
"После переизбрания на новый срок Чавес скорее всего продолжит свою популистскую экономическую политику. Главная проблема этой политики — невозможность вести ее в долгосрочной перспективе, особенно в случае снижения цен на нефть. Чтобы наращивать нефтяной экспорт, PdVSA должна увеличивать инвестиции, но ее доходы изымаются для популистской политики Чавеса, который наращивает госрасходы. Именно поэтому Чавес видит спасение в иностранных инвесторах. Но они должны соответствовать его идеологическим пристрастиям. Он не разрешит инвестиции американским компаниям, но может разрешить китайским, малайзийским или российским. Тем, которых он видит в качестве конкурентов американскому капитализму", — рассказала "Эксперту" Валери Марсель, директор энергетической программы лондонского Королевского института международных отношений (Chatham House).
 
Чего хочет Пекин
До 1993 года Китай поставлял нефть на мировой рынок. Но за последние десять лет потребление нефти внутри страны выросло с 3,4 до 7,5 млн баррелей в сутки. В 2003 году Китай обошел Японию и стал вторым после США крупнейшим импортером нефти. По прогнозам Международного энергетического агентства, потребление нефти в КНР к 2025 году вырастет до 14,2 млн баррелей в сутки, из которых 10,9 млн баррелей будет импортироваться. Доля Китая в мировом потреблении нефти вырастет в ближайшие 20 лет с нынешних 8 до 12–13%.
 
"Если в последние пять лет на Китай приходилось около 40 процентов суммарного роста спроса на нефть в мире, то в ближайшие десять его доля вырастет до 55–60 процентов. Китай давно превратился в одного из ведущих игроков на мировом рынке нефти, оказывая огромное влияние на цены", — заявила "Эксперту" старший экономист лондонского центра Economist Intelligence Unit Кона Хак.
 
Чтобы удовлетворить быстрорастущий спрос на нефть, ведущие китайские госкомпании в последние годы активно занимались скупкой долей в проектах за пределами страны. CNPC приобрела добывающие активы в Азербайджане, Канаде, Казахстане, Венесуэле, Судане, Индонезии и Иране. Sinopec также скупала активы за рубежом, в частности в Иране и в Канаде. CNOOC получила права на добычу нефти на шельфе Индонезии, а в мае 2005 года пыталась приобрести американскую Unocal, но сделка была заблокирована конгрессом США как противоречащая национальным интересам.
 
Несмотря на заметный интерес китайских компаний к зарубежным инвестициям, объем добываемой за пределами Китая нефти пока невелик — всего 400 тыс. баррелей в сутки (по состоянию на июнь 2006 года), или 10% от орта. Хотя Пекин пытается диверсифицировать нефтяные поставки из-за рубежа, более половины китайского импорта по-прежнему приходится на страны Ближнего Востока (на одну Саудовскую Аравию — 19%). Но нестабильность в Ближневосточном регионе подталкивает Китай к поиску надежных альтернатив.
 
"Китай пытается диверсифицировать импорт, есть несколько регионов, которые для него приоритетны. Это Каспий и Россия (Китай очень ждет масштабных поставок нефти из России по Восточному трубопроводу), а также страны Африки и Юго-Восточной Азии. Латинская Америка этим регионам проигрывает. Крупные танкеры не могут проходить через Панамский канал, а транспортировка вокруг Патагонии или Африки не очень выгодна", — полагает старший аналитик консалтинговой компании F&N Consultancy Надер Султан.
 
Экономические реалии
Чтобы транспортировка нефти из Венесуэлы в Китай стала выгодной, необходимо использовать супертанкеры (с водоизмещением в 300 тыс. тонн, или 2,2 млн баррелей), которые по своим габаритам в разы превышают пропускные возможности Панамского канала. Доля нефти в объеме грузов, проходящих через канал, постоянно сокращается: еще два года назад она составляла 16%, сегодня — всего 12%. Оператор канала — компания Panama Canal Authority объявила о планах увеличить пропускные возможности своего транспортного коридора. Это, безусловно, хорошо для региональной торговли нефтью (например, расширятся возможности поставок из Эквадора или Калифорнии в США), но недостаточно для прохода супертанкеров, осуществляющих межконтинентальные перевозки. Единственной альтернативой Панамскому каналу является параллельный нефтепровод мощностью 800 тыс. баррелей в сутки, построенный в 1982 году для поставок нефти с Аляски и из Калифорнии (нефть доставлялась до Панамы танкерами, далее по трубопроводу и затем вновь танкерами на Восточное побережье США). С середины 90−х он не использовался, но в 2003 году был арендован канадской компанией EnCana для поставок эквадорской нефти в США и Канаду. Уго Чавес надеется использовать нефтепровод и с 2005 года ведет переговоры с правительством Панамы о реверсе, что позволило бы поставлять венесуэльскую нефть в Китай и другие страны Азии.
 
Хотя венесуэльский президент видит китайский рынок в качестве альтернативы американскому, большинство аналитиков сомневаются в выгодности переориентации нефтяного экспорта. В резком увеличении венесуэльских поставок не заинтересован сам Китай. Хотя потребление нефти в стране, как уже было сказано, постоянно растет, в основном спросом пользуются легкие фракции, такие как бензин. Тяжелую венесуэльскую нефть в легкие нефтепродукты перерабатывать можно, но это требует дополнительных инвестиций в мощности НПЗ.
 
"Венесуэльскую нефть слишком дорого и далеко везти в Китай. Она похуже качеством, чем та нефть, которую используют на китайских НПЗ. Это все потребует дополнительных расходов от обеих сторон. Сейчас Венесуэла продает Китаю нефть с дисконтом в три доллара за баррель от рыночной цены на свою нефть, лишь бы диверсифицировать поставки. Это работает при ценах в 70 долларов за баррель, но устроит ли это Венесуэлу при 30 или 40 долларах? Экономика долгосрочных поставок нефти в Китай из Карибского бассейна довольно проблематична", — говорит старший экономист лондонского Центра глобальных энергетических исследований (CGES) Манушер Такин.
 
Китайцы все это прекрасно понимают, и их интерес к венесуэльсокй нефти — особого рода. Добытую нефть (а с учетом сверхтяжелой нефти и битуминозных песков венесуэльские запасы могут составлять 270 млрд баррелей — больше, чем в Саудовской Аравии) китайцы смогут продавать в Европе или США — она частично заменит развитым странам нынешние поставки из Персидского залива и ЮВА, на которые претендует Китай. Или же CNPC и Sinopec смогут заключить своп-контракты с американскими и европейскими компаниями. Конечно, для этого потребуется разрешение их венесуэльского партнера. Однако венесуэльская госкомпания испытывает острую нужду в инвестициях и технологиях и поэтому вряд ли наложит вето. Китайские компании могут предложить и инвестиции, и технологии, поэтому при желании смогут настоять на своих условиях. В результате Китай получит от Венесуэлы то, что действительно нужно его экономике — гарантии поставок нефти. Пусть и не венесуэльской.



Журнал "Эксперт"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 5 Сентября 2006 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100