Все журналы
главная
журналы
анонсы
статьи
новости
персоны
о проекте
ссылки


Для того, чтобы не пропустить изменения на нашем сайте и быть в курсе новых возможностей, подпишитесь на рассылку новостей, указав свой e-mail.

Рассылки Subscribe.Ru
Новости проекта "Все журналы"


Каталог журналов
В наш каталог принимаются все журналы, которые можно купить в Москве. (регистрировать журнал)


Спонсоры страницы:



Статьи из журналов > Экономические журналы > О депутатах и "Совкомфлоте"


О депутатах и "Совкомфлоте"


Автор: Александр Привалов
Источник: "Эксперт" - N6 (13 - 19 февраля 2006)

Думская фракция "Единой России" намерена дать федеральным депутатам право заниматься бизнесом - "состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации". Сейчас это прямо запрещено законом "О статусе депутата Госдумы и члена Совета федерации", вот фракция и поручила первому вице-спикеру Слиске и вице-спикеру Чилингарову разработать документ, запрет отменяющий. Поручение уже выполнено: журналисты "НГ" видели готовый законопроект, состоящий всего из нескольких строк: отменить, мол, такой-то пункт названного закона -- и всё. Президиум фракции вскоре одобрит проект и его внесут в Думу.

Комментировать тут, в сущности, нечего. Затея настолько вопиющая, что её трудно опровергать, не впадая в плоское и нудное резонёрство. Если законопроект пройдёт, о Думе как о собрании народных представителей можно будет окончательно забыть -- во всяком случае в части работы над законами, затрагивающими хозяйственную жизнь страны. Всю громаду нерастраченной заботы об интересах народа думцы будут вкладывать в работу над высокоморальными инициативами депутата Чуева, депутата Крутова или депутата Жириновского. Бюджет огромной державы, обсуждённый и принятый несколькими сотнями корпоративных лоббистов... Песня.

Мотивы, побудившие единороссов к такому шагу, разгадать немудрено. Вот я только что видел в лентах анонс очередного рейтинга личных состояний; если ему верить (на чём я, впрочем, не настаиваю), то в Федеральном собрании РФ заседает сорок рублёвых миллиардеров. Людей с менее знаменитыми, но немногим более скромными состояниями там, несомненно, в несколько раз больше. Все эти люди для получения депутатских мандатов были вынуждены формально сдать на управление третьих лиц принадлежащие им активы. Конечно, душа о них болит; конечно, в управлении ими они исподтишка деятельно участвуют -- так отчего бы не покончить с лицемерием и не управлять открыто? Не будем же мы всерьёз полагать, что с лицемерием можно покончить обратным образом, взаправду отдав в траст имущество на весь срок полномочий! Собственность-то в России очень уж текуча: вернётся экс-депутат, отработавший четыре, а то и восемь лет, за своим добром -- много ли он найдёт в трастовой тумбочке? Не знающий жизни идеалист скажет: так послужите же разом и стране и себе! Потратьте свои четыре, а то и восемь лет на то, чтобы сделать права собственности более защищёнными! Но наши депутаты не идеалисты и знают жизнь.

Показателен момент, когда они решили, что приспело время для осуществления давней мечты: массированное возвращение государства в бизнес, волна ренационализации. Да они, люди бесхитростные, так прямо и режут: мы тоже хотим представлять интересы государства в компаниях! "Там же сейчас присутствуют представители и правительства, и администрации президента, и министерств, и ведомств, но нет никого от законодательной власти", -- говорит Чилингаров. Глупо было бы объяснять вице-спикеру, что в Конституции РФ есть такая штука, как разделение властей, и что конкретными хозяйственными делами положено заниматься власти исполнительной, а власти законодательной отнюдь не положено. Слышал он про всё это, слышал -- и давно забыл. Не он один: давно не было повода вспоминать такие прописи.

И не стал бы я об этом писать, не продолжи вице-спикер свои пояснения конкретным примером: мол, до вступления в силу Закона о статусе депутата он сам много лет представлял государство в компании "Совкомфлот", "очень много помогал этому ведомству, используя свой морской опыт и авторитет, -- и никому это не мешало". Хороший пример. Показательный.

"Совкомфлот", на сто процентов принадлежащий российскому государству, -- одна из крупнейших шиппинговых компаний мира. Совокупный дедвейт её судов -- четыре миллиона тонн, средний их возраст -- менее пяти лет, собственные активы -- около миллиарда долларов. Компания ударными темпами обновляет и пополняет свой флот, работая энергично и хватко.

Правда, в последнее время она оказалась опутана громкими скандалами. То новое её руководство во главе с экс-министром Франком подаст в Высокий суд Англии иск против прежнего руководства во главе с нынешним сенатором Скаргой на сумму в триста миллионов долларов. То сам Скарга с десятью другими сенаторами пишет письмо генпрокурору, обвиняя нынешнее руководство в переплате ста сорока миллионов при заказе трёх очередных танкеров. То идёт многоактное бодалово компании с "Новошипом". Но это всё -- детали, тем более что все они происходили позже времён, упомянутых вице-спикером.

Зато в те времена окончательно устоялась структура бизнеса "Совкомфлота": каждое судно принадлежит отдельной компании, дочке или внучке, причём все эти компании -- офшорные. В результате единственной финансовой ниточкой, связывающей этот гигантский актив с хозяином, российской казной, оказались дивиденды. И они выплачиваются: по итогам 2002 года -- семьдесят миллионов рублей, столько же по итогам 2003-го, за 2004-й казна огребла сто сорок миллионов рублей, за прошлый сулят выдать аж двести. Почти семь миллионов долларов -- видимо, примерно по стольку приносят казне средней руки провинциальные казино, но у них такая сумма не эквивалентна семи промилле собственных активов. Так стопроцентно государственная компания с представителями разнообразных ветвей власти в совете директоров работала и работает на державу. Кипру она приносит куда больше денег.

Говорят, теперь, после появления в России международного реестра, "Совкомфлот" будет возвращать свои суда под российский флаг. Посмотрим. Но кажется довольно очевидным, что всерьёз представлять интересы своего государства в отношении этой компании скорее означает пробивать необходимые для возвращения флота законодательные акты (допустим для краткости, что дело только и именно в них), а не делиться морским опытом в совете директоров.

Что же до законопроекта, полагаю, единороссам не стоит его выкатывать. Если не из конституционных соображений, то по здравому смыслу -- чтобы не нарушать один из базовых принципов всякой реальной политики: есть вещи, которые иногда делают, но о которых никогда не говорят вслух.



Журнал "Эксперт"
описание | анонсы номеров | новости журнала | статьи

Статья опубликована 13 Марта 2006 года


© "Jur-Jur.Ru" (info@jur-jur.ru). При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт "Все журналы" обязательна.
Разработка и продвижение сайта - Global Arts

Rambler's Top100