Страна наша, господа, не слишком на Севере, чтобы считаться северной, но и не
так чтобы вовсе на Юге. Тем не менее, снегоходы у нас популярны не меньше, чем
в Норвегии, а аквабайки — как на Адриатическом побережье. Что ж, дело вроде обыкновенное
— умом Россию не понять, аглицким футом не измерить... Но мы таки нашли конкретных
виновников вышеописанного парадокса. Знакомьтесь — Сергей Кулишев — директор по
маркетингу, рекламе и PR компании Rosan. А по многочисленным экспертным оценкам,
Rosan несет ответственность за этот бурный, причем не запланированный фирмой Bombardier
успех в России. Именно Rosan сделал имя Bombardier популярным, а технику — самой
продаваемой в своем регионе.
— Сергей, вот есть мнение, что если бы не Вы, то не видать бы россиянам ни снегоходов,
ни аквабайков, ни квадроциклов…
— Истинная правда! Кстати, порох тоже мы изобрели. Так и напишите в статье, пусть
все это знают. Ну, а если серьезно, то можно говорить лишь о том, что ROSAN значительно
ускорил процесс появления и популяризации этой техники в России. Может быть, мы
не всегда действовали оптимально, но мы всегда действовали, вот что важно.
— Сергей, наш журнал не очень любит слово "мы". Конечно, скромность украшает,
и понятно, что успех компании — это коллективное творчество, но за словом "мы"
всегда скрываются конкретные люди. Наш журнал давно и внимательно следит за персоналиями
питерского бизнеса, и мы точно знаем, что конкретно Вы являетесь автором практически
всех маркетинговых идей, которые и привели ROSAN к победе.
— Спасибо за высокую оценку, но один в поле не воин. Можно фонтанировать продуктивными
идеями, но в коллективе, который их не понимает и не принимает, они останутся
нереализованными, а сие есть пустое место, ноль. К счастью, ROSAN не обвинить
в невосприимчивости к новому и наши "отцы основатели", Андрей Кушуль и Роман Каневский
(владельцы компании) всегда были генераторами самых разных идей. Так что я — лицо
компании, но я не первое лицо компании.
— Как давно пошел процесс реализации идей?
— Дилером Bombardier компания ROSAN стала еще в девяносто четвертом году, но
я появился в компании дождливой осенью девяносто пятого…
— Вы точно помните, что та осень выдалась дождливой?
— Как сейчас. Дело в том, что на повестке тогда остро стоял вопрос продажи аквабайков.
А ведь это не зонтики. Под дождем аквабайки не продать... Впрочем, если бы дело
было только в облаках, то мы бы и сосредоточили все свои усилия на разгоне облаков,
но проблема крылась гораздо глубже, да не одна, а целый комплекс проблем…
— У людей не было денег?
— Отнюдь нет. Деньги уже были. Не было другого — не было глубинного понимания
этого нового явления. То есть, сам товар уже был, но не было философии его потребления.
Мы ведь торгуем не мощными двигателями в элегантных корпусах, а эмоциями.
— Но в этом нет проблемы. Купил аквабайк или снегоход и автоматически получаешь
эмоции…
— Не путайте эмоции с адреналином. Ну, хорошо, давайте назовем это не эмоциями,
а неким "культурным слоем", до которого не добраться без этой техники. Там есть
много всего. Там есть и тот же адреналин, и новое качество жизни, и дружба, и
здоровье, и даже любовь. Обладая возможностью находиться в этом "слое", вы делаете
свою жизнь многограннее и насыщеннее. А просто ради адреналина, согласитесь, нет
смысла покупать такую технику, так же как нет смысла покупать племенного жеребца
ради того, чтобы просто покататься на лошади. Так вот, проблема была, а отчасти
есть и сейчас, в том, что этот самый "культурный слой" надо было начать формировать
и предложить его людям. При этом я не хочу сказать, что ROSAN — главный ледокол
страны, и лишь он один был способен "проломить лед непонимания", нет. Но мы всегда
четко понимали, где корень проблем, и уже исходя из этого понимания ставили себе
задачи.
— Но все же, насколько мы понимаем, сформировать новый "культурный слой" не под
силу никому…
— Естественно! Но способствовать этому, и самим двигаться в этом русле, вполне
можно и должно. В конце концов, это в наших интересах. Тут главное не горячиться
и не пытаться сворачивать горы. Кстати, что ни возьми — авто, фото, мото, мело,
иппо, гео, и т.д. и т.п., все формирует свои собственные "культурные слои". А
выбор за человеком. Можно поселиться в одном слое, а можно, не углубляясь, приобщиться
к самым разным сторонам жизни.
— ОК! Новая техника неизбежно должна была обрести свою философию и обрела ее.
И как вы этому способствовали?
— Для начала ROSAN организовал, ни больше ни меньше, ежегодный Кубок России по
снегоходному кроссу. Раньше ведь не было традиции таких соревнований? И вот она
появилась. Это был шаг в правильном направлении. И это уникальное на тот момент
событие имело очень большой резонанс в прессе. Я еще помню, мы заявили непомерно
большой призовой фонд. А хорошие гонщики у нас тогда водились только в Сибири.
Вернее, это они думали, что они хорошие гонщики. Но приехали два финна из заводской
команды нашего дистрибьютора и показали всем, как надо гонять. Поделили призовой
фонд и уехали. С тех пор, вот уже 10 лет, мы постоянно организуем самые разные
соревнования.
— Да, спорт имеет сильнейшее влияние на сознание, но все же спорт продвигает
снегоход как таковой, но не бренд…
— Отчасти и бренд, так как побеждали и побеждают снегоходы производства Bombardier,
но, конечно, бренд надо было развивать особо. Ведь в отличие, например, от Yamaha,
имя Bombardier тогда было совершенно неизвестно в России. И следующим этапным
шагом стало создание "Бомбардир-клуба"…
— Сергей, чтобы оценить путь, надо пройти его весь. Давайте сейчас покажем сегодняшний
день компании ROSAN,чтобы нам стало понятно, к чему в итоге привели те или иные
ваши шаги. А потом вернемся к клубу.
— Давайте. Итак, что такое ROSAN сегодня:
ROSAN — эксклюзивный дистрибьютор BRP в России. (Техника BRP — это снегоходы
Ski-Doo и Lynx, квадрациклы Bombardier ATV, катера и гидроциклы Sea-Doo, подвесные
моторы Evinrude).
В 2004 и в 2005 годах компания ROSAN признавалась лучшим в мире дистрибьютором
BRP;
ROSAN — крупнейший в России поставщик техники для активного отдыха и самый большой
в мире дистрибьютор BRP;
ROSAN — это группа компаний с различной направленностью деятельности;
ROSAN — крупнейший в Санкт-Петербурге розничный продавец техники для активного
отдыха.
В 2005 году общий оборот компании составил более 80 млн. долларов.
— ОК! Приятно, когда что-то самое большое и самое лучшее в мире родом из Петербурга.
А теперь вернемся к клубу. Что это, и зачем нужно?
— Как я уже говорил, "Бомбардир-клуб" — наш этапный шаг. Изначально — это просто
группа наших клиентов. Заметьте, неформальная группа. Они не меньше нас заинтересованы
в клубных мероприятиях — трофи-рейдах, прогулках по городским каналам, снегоходных
сафари и любительских соревнованиях. И на начальном этапе клуб был единственным
местом, где можно было встретить единомышленников. Сейчас уже есть и "самостийные"
тусовки, формирующиеся по территориальному признаку. Но клуб по-прежнему существует
и, видимо, будет существовать всегда.
— Подготовка трофи-рейдов и прочего требует немалых затрат. Сформулируем вопрос
цинично: зачем возиться с людьми, которые уже и без того купили у вас технику?
— Это хороший вопрос. Если помните, мы говорили о "культурном слое". Так вот,
неформальное объединение владельцев техники и есть часть этого слоя. Ну, зачем
вам фотоаппарат, если некому показать снимки? Зачем вам вечернее платье, если
его некуда надеть? Зачем вам ружье, если негде охотиться? Вот мы и создали "поле
применения" для нашей техники и поступили, как показало время, совершенно правильно.
Конечно, подготовка любого клубного мероприятия, даже простой встречи — дело далеко
не простое, но "продать и забыть" — не наш принцип.
— Традиционный вопрос: как ROSAN пережил кризис 1998 года?
— Уровень продаж в кризис не снизился. Снегоходы и аквабайки тогда считались,
да и сейчас еще считаются "дорогими игрушками", товарами класса премиум. Спрос
на такие товары не упал. Да, кто-то из наших клиентов разорился, но их место было
занято другими. Кстати, в регионах наблюдалась совершенно иная картина — там на
место разорившихся бизнесменов не пришел никто, и продажи упали до нуля. Если
уж вспоминать кризис, то "Бомбардир-клуб" появился именно в кризис. Вот такая
история…
— Сергей, мы забыли Вас предупредить, что рубрика "Гость номера" предполагает
разговор больше о личности, нежели о работе. А мы все о маркетинговых ходах рассуждаем.
Мы понимаем, что вся Ваша жизнь — одна сплошная работа, но, тем не менее, расскажите
о себе немного…
— Родился здесь, в Ленинграде, в классической ленинградской семье. На этом этапе
ничем похвастаться не могу — из дома я не сбегал, учился хорошо, во дворе не дрался,
в подъездах не курил. Да и дальше все достаточно тривиально — после школы пошел
на завод, потом поступил на вечерний в ЛИАП (Ленинградский Институт Авиаприборостроения),
работал в Отделе главного конструктора…
— Да, довольно унылое начало. Не знаем даже, как об этом и писать. Читатель заснет,
наверное…
— Мне тоже было скучно, но главное - я увидел абсолютный тупик своего будущего
в нищей и бесперспективной жизни советского инженера. Поэтому ушел с завода и
с головой окунулся в торговлю.
— Собственно, вышли на свою стезю!
— Очевидно так, ведь торговал я не арбузами, а именно мототехникой. Параллельно
еще поступил в Институт советской торговли имени Энгельса. Помните, в Апраксином
дворе был большой магазин мотоциклов и мотозапчастей? Вот там я и трудился, причем
порой — буквально на износ…
— Вот бы Вам в тот магазин забросить из будущего пару аквабайков! Скромный советский
покупатель подумал бы, что это летающие тарелки с Марса…
— А учитывая то, что доминирующий цвет товара в нашем магазине был серо-темно-зеленый,
фурор был бы обеспечен. Вот так будущее приходит к нам во всей своей фантастичности,
а мы живем и этого совершенно не замечаем. Как будто так и надо. Хотя, как философично
вопрошал незабвенный Васисуалий Лоханкин: может быть, в этом-то и есть сермяжная
правда?
— Нет, имеет смысл не переставать удивляться. Это держит в тонусе и помогает
в работе. Другое дело, что не все способны видеть необычное в обычном. Наверное,
таким людям скучно жить — ничем их жизнь не удивляет и не радует. Однако, Сергей,
философствовать мы можем долго. Расскажите о своей семье.
— Семья - это главное, что у меня есть. С женой Юлей мы вместе почти 30 лет.
Наш старший сын сейчас живет в Америке, управляет отелем в Техасе. Еще есть две
дочки. Младшая, Яна, в свои 17 лет еще не успела себя проявить - пока она просто
красивая студентка. А вот средняя, Дарина, уже добилаь успеха. Яндекс знает все.
Просто наберите в нем "Дарина Шмидт" (она носит фамилию матери), и вам станет
понятно, кто в нашей семье настоящая звезда. Дарина достаточно известна в российской
мультипликации и, как говорит знаменитый Константин Бронзит, она — аниматор от
Бога. Наверное, есть в кого. Ее прадед — известный в прошлом архитектор Герман
Шмидт, прапрадед — не менее известный архитектор Александр Холопов, а прабабушка
— художница Вера Новодворская (да-да, из тех самых Новодворских). Я горжусь ее
успехами.
— Мы желаем Дарине дальнейших творческих успехов и искренне разделяем Вашу гордость.
А теперь, Сергей, еще один традиционный вопрос: Ваши увлечения…
— Сейчас, пожалуй, йога.
— Вы выглядите явно моложе своих лет. Занятия йогой так на Вас влияют?
— Возможно. Не знаю. Главное, что дает йога — физическое ощущение здоровья. Это
сложно объяснить словами. Ну и, кроме всего прочего, я не ем мяса.
— Вегетарианец?
— Нет, вегетарианцы не признают любой пищи животного происхождения, а я всего
лишь не ем мяса.
— ОК! Какие еще есть увлечения?
— Дома большая коллекция музыки. Направления самые разные — рок, поп, классика,
джаз, эйсид джаз, лаунж... Также люблю русский бильярд и сам немного играю. Летом
очень много катаюсь на аквабайке.
— А к автомобилям как относитесь? На чем сами ездите?
— Отношусь к ним взвешенно и достаточно прагматично. Люблю быть первым на дороге,
но я не о гонках говорю. Я очень люблю езду по городу. Она напоминает мне шахматную
партию, где за счет лучшего видения ситуации, мастерства и лучшей реакции, можно
быть первым. И мощность двигателя тут совершенно ни при чем. А езжу я на "пятерке"
BMW.
— Что Вам нравится и что не нравится в нашей жизни и в нашем бизнесе?
— Мне нравится, что в нашем бизнесе пока можно идти своим путем и при этом побеждать.
Боюсь, рано или поздно все "заформализуется", и бизнес, во всяком случае, на среднем
уровне станет скучным. А в не нравится мне, в жизни, наша чисто российская привычка
бесцеремонно вторгаться в чужую жизнь и учить других своим правилам. Когда мы
научимся держать дистанцию, уважать личность другого человека? А еще я недоволен
тем, что практически отменили букву "Ё". Из-за этого фамилию Кулишев некоторые
читают как Кулишов. Это просто свинство.
— Наш журнал тоже тоскует по букве "Ё", если честно. Как-то будем бороться за
еЁ возвращение. Ну и заключительный вопрос, Сергей: где Вы живете и где хотели
бы жить?
— Живем мы в обычной квартире. Требование к жилью у меня одно — квартира должна
быть на сотом этаже и чтобы вид из окна был хороший.
— Что ж, спасибо, Сергей, за интересную беседу. У Вас потрясающая фирма и мы
желаем Вам дальнейших успехов и процветания.
— Спасибо и Вам, господа. Свежие номера The Chief мгновенно испаряются из нашего
офиса. Будем привязывать их к журнальному столику цепочкой.