Возможностей для того, чтобы на кузове появилась царапина, скол или вмятина,
жизнь дает автовладельцу предостаточно. Летящие из-под колес камни, неудачные
собственные неосторожные маневры и т. д. – все это может оставить на кузове характерные
следы, которые портят вид машины и вызывают коррозию. Избавиться от них не только
эстетически приятно, но и технически полезно. Что ж, приступим к ликвидации.
Большое в малом
Профессиональное восстановление даже небольших повреждений на кузове – это достаточно
большой комплекс работ, когда решаются две основные задачи ремонта: восстановление
внешнего вида элемента и защита его от коррозии. Прежде всего, прибыв на станцию,
машина осматривается мастером, который оценивает размер повреждений и соответственно
"диагнозу" – вид и объем ремонтных работ. После этого клиенту называется ориентировочная
их стоимость (о ценообразовании – далее), и, если договоренность достигнута, машина
отправляется на мойку, где с нее перед постановкой в ремонтный участок тщательно
удаляются все загрязнения.
С этого, собственно, и начинается операция по восстановлению. Следующее, что
необходимо сделать, – это обеспечить максимальный доступ к поврежденному элементу
и удобство работы с ним. Для чего, в зависимости от места повреждения и конструктивных
особенностей машины, иногда сам элемент целиком снимается с автомобиля, как поступают,
например, если пострадал капот или крыло с резьбовым креплением. Если же его снять
нельзя, как, например, порог или крыло, закрепляемые сваркой, тогда снимается
вся мешающая работе обвеска: молдинги, бамперы, расширители порогов и т. д.
|
|
Следующий этап – предварительное механическое исправление геометрии – рихтовка,
которая делается, если повреждение сопряжено со вмятиной на металле. В этом случае
важно выправить вмятину и подготовить поверхность таким образом, чтобы одновременно
выполнялось два необходимых условия: металл не должен получить растяжений и разрывов
и при этом он должен быть выправлен так, чтобы для окончательного выравнивания
нужно было класть как можно меньше шпаклевки.
После этого машина поступает в малярный участок. Здесь область повреждения сначала
подготавливается: с помощью абразивного инструмента и набора растворителей производится
механическая и химическая обработка, при этом удаляется ржавчина, отставшая краска,
и выравнивается микрорельеф. Далее, в случае необходимости, наносится шпаклевка
и с помощью шлифовки поверхность выравнивается окончательно. Подготовленная таким
образом область повреждения затем покрывается грунтовочной краской, на которую
уже накладывается краска основная – в цвет кузова, все просушивается и, по необходимости,
делается полировка.
Все. После обратной установки снятых элементов можно забирать машину. Впрочем,
мы пропустили один момент – то, что скрывается за простыми словами "окраска в
цвет кузова".
Все цвета радуги
Подбор цвета – важнейший этап при ремонте локальных повреждений, от чего напрямую
зависит конечный результат. Особенное значение подбор краски приобретает, когда
машина окрашена в различные полутоновые цвета и металлики, когда даже малейшее
несовпадение будет бросаться в глаза. Дело в том, что достичь полного соответствия
цвета для таких окрасок труднее всего.
Начнем с того, что каждый цвет имеет свой цифровой код, обозначающий, из каких
базовых цветов и в каких пропорциях он был получен. Для облегчения задачи по подбору
многие автозаводы предоставляют на станции не только код, но и специальные тестовые
"выкраски" с уже нанесенным реальным покрытием, которым красят машины. И при формальном
подходе сделать нужный тон, на первый взгляд, не составляет труда: существуют
специальные стенды, на которых можно "слить" цвета по коду, подогнать под выкраску
и получить оттенок. Но он во многих случаях совпадать не будет.
Дело в том, что на оттенки цвета, который имеет конкретно взятый автомобиль,
влияет множество различных факторов. Прежде всего, это поставки серии краски,
которая при номинально одном и том же коде, у химического завода-изготовителя
может несколько отличаться по оттенку. Также на получаемый цвет влияют условия
нанесения: достаточно небольшого "штатного" колебания давления в красящей установке
завода, чтобы, например, зерно металлика легло выше или ниже, изменив тем самым
оттенок и т. н. игру света. Поэтому на практике у сложного цвета на один и тот
же код может приходиться до 20 различных оттенков.
И здесь решающее значение приобретает "человеческий фактор", то есть индивидуальный
профессионализм и мастерство колориста – мастера по подбору цвета и приготовлению
краски нужного оттенка. То, чего нет в цифрах кода и не способен различать стенд,
видит глаз настоящего профессионала.
Нюансов целое множество. Так, важно учитывать сходство цвета не только на тестовых
пластинах, но и "вживую", на автомобиле. В зависимости от того, как – горизонтально
или вертикально – стоит элемент с повреждением, на какое место оно приходится
– на плоскость или ребро, с какими другими элементами оно соседствует, в какой
части автомобиля – вносятся коррективы в приготовление цвета. При необходимости
пробуют цвет в различном освещении: естественном дневном, искусственном – под
лампой (имитация уличных фонарей), в полутьме и т. д., что позволяет лучше разглядеть
и подобрать игру света для краски-металлика.
В особо сложных случаях, когда четко подобрать цвет "один к одному", чтобы он
совпадал при любом освещении и угле зрения, не удается, делается т. н. растушевка
– плавный (размытый) переход на соседние элементы. В этом случае цвета "сводятся"
через несколько переходных оттенков, нивелирующих разницу между окрашенным местом
повреждения и остальными частями кузова.
Кстати, с колористом всегда рука об руку работает маляр, и конечный результат
определяется мастерством каждого из них и их взаимопониманием – это должна быть
одна профессиональная команда. Если уж на заводе у покрасочных роботов возникают
"колебания" в настройках, отчего изменяется цвет, то что говорить о ручной окраске
краскопультом. Расстояние от распылителя, его тип, давление воздуха и даже направление
движения краски – все это оказывает влияние на полученный оттенок. Правильно нанести
правильно выбранный цвет – это совместная задача мастеров, выполнение которой,
собственно, и оценивает в итоге заказчик-автовладелец.
Сколько стоит
Цена ремонта локальных повреждений может быть $100, а может быть $1 тыс. Сумма
определяется конкретным случаем и зависит от того, нужны ли (и в каком объеме)
снятие обвески и самого элемента, каковы размер и вид собственно повреждений,
требуется ли выправление геометрии – рихтовка и шпаклевание – и т. д. Так, на
станциях высокого уровня ремонт, например, следа от камня – вмятины размером с
пятирублевую монету, имеющую посередине скол до металла, обойдется в среднем в
$150-250. Много это или мало – вопрос индивидуальный. Но как показывает постоянный
спрос на такой ремонт – внешний вид хорошей новой машины стоит дороже.
Благодарим за содействие в подготовке материала компанию "СЕТАвто"